Турция в XVI в.
Становление империиСтраница 5
Размеры внутренней торговли в Османской империи были невелики. В стране преобладало натуральное хозяйство, и еще не сложился внутренний рынок.
Внешняя торговля находилась целиком в руках иностранных компаний, которые пользовались в силу режима капитуляций рядом привилегий, в то время как местные торговцы были их лишены. Иностранные купцы платили таможенную пошлину, согласно неравноправным договорам, в размере лишь 5%, а затем 3% стоимости товара и притом только один раз — при ввозе товара в страну. Турецкие подданные должны были платить таможенные сборы в размере 10 или 12%, причем с одного и того же товара пошлина взималась по нескольку раз на многочисленных внутренних таможнях, существовавших в каждой области.
На основе капитуляций данных в XVII—XVIII вв. жизнь и имущество иностранных купцов были неприкосновенны. В то же время жизнь и имущество местных купцов зависели от произвола феодальных властей, от пашей, часто присваивавших себе их собственность. При таком положении местные купцы не могли конкурировать с иностранцами.
В XVII—XVIII вв. Османская империя представляла собой феодальную деспотию во главе с султаном-халифом. Среди государственных институтов особый вес имели военное ведомство, налоговое (оно же финансовое) и по делам религии, во главе которого стоял шейх улъ-ислам. Турецкое правительство, состоящее из великого везира, руководителей ведомств и приближенных к султану лиц, а также дворец, в котором оно помещалось, носило официальное название «Баб-и-Али» («Высокие врата»). С легкой руки французов за Османской империей в Европе укрепилось название «Блистательная» или «Высокая порта», или просто «Порта» (врата).
Большую роль в управлении империей играло высшее мусульманское богословие (улемы). Владея обширными фондами вакуфных земель с прикрепленными к ним крестьянами, оно не только обслуживало интересы господствующего феодального класса, но и являлось его влиятельной прослойкой. В руках улемов находились все судебные органы, а также просвещение, имевшее исключительно богословский характер. Вся культурная жизнь страны находилась под жесткой опекой богословия, преследовавшего малейшее проявление свободомыслия.
В административном отношении Османская империя делилась на области (вилайеты) и вассальные земли — пашалыки — в Африке и Аравии. Наместники провинций и областей, эмиры и паши, объединяли в своих руках военную и гражданскую власть; они держали себя как полунезависимые властители, имели свой двор, свое войско, вводили особые местные налоги, взимали таможенные сборы и даже иногда чеканили монету. Жили они и управляли по принципу «сам себе падишах». Гнет пашей часто вызывал крестьянские восстания, подавляемые с большой жестокостью.
Османская империя вела постоянно захватнические войны и вооруженную борьбу с народными движениями внутри страны. Поэтому армия играла большую роль в государственной жизни. «Могущество и сила в государстве и в войске» — таков был девиз турецких феодалов.
Вооруженные силы Османской империи состояли из рыцарской конницы (сипахи), янычарской пехоты и флота, к которым присоединялись войска военно-ленных феодалов.
Однако в XVII—XVIII вв., в то время, когда европейские страны и их армии быстро развивались, армия экономически отсталой Турции не могла в полной мере сохранить свою боеспособность и начала терпеть поражения. Не отдавая себе отчета в подлинной причине неудач, правящие круги Турции пытались преодолеть военные трудности численным увеличением армии и, прежде всего, янычар. Они встали на опасный путь наделения янычар различными привилегиями, что лишь содействовало упадку воинской дисциплины, увеличивало их претензии и привело к их постоянному и пагубному вмешательству в государственные дела. Все это подорвало боеспособность янычарского войска.
Система государственного управления в СССР в 1930-40-е годы
Командно-административная система госуправления в СССР опиралась в первую очередь на организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Первые представлены планированием, нормированием и жесткой системой контроля. Вторая группа методов основана на идеологии, пропаганде, показывающей населению деятельность гос ...
Минин и Пожарский
Страна между тем оставалась без правительства. Поляки захватили Кремль, и боярская дума упразднилась сама собою. Государство, потеряв свой центр, распадалось на составные части. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским ...
Особенности регулирования государственного и местного управления в Соборном
Уложении
Целями Соборного уложения были: собрание всех действующих царских указов и боярских приговоров; исправление старых судебников; введение новых правил по ранее не описанным с юридической точки зрения вопросам. Основой новой законодательной системы должны были стать Апостольские правила и законы Византийской империи. Главным принципом ново ...

