Материалы » Отечественная история » Россия во второй половине XIХ в.

Россия во второй половине XIХ в.
Страница 9

1900 г. - » 3.000.000 чел.

1-сменные фабрики – 14-15 часовой рабочий день;

2-сменные фабрики – 12-часовой рабочий день;

Нерегулярная выдача з/п, отсутствие социального страхования и гарантий.

1860-70-е гг. – пролетариат – “класс в себе”. Не осознает задачи.

1880 г. – пролетариат – “класс для себя”.

1875 – Южнороссийский союз рабочих. Одесса. Заславский.

– Северный союз русских рабочих. Обнорский, Халтурин. Ориентация – на германских с=д, программные документы – по их образцу

Морозовская стачка

Пролетариат – заметная сила.

Индустриальные районы (М., СПб., Подмосковье) – забастовки.

1885 г., Орехово-Зуево – Морозовская стачка. Рук. – П.А.Моисеенко.

Оборонительная. Ответ на повышение штрафов и увольнения.

9.000 раб. Коллективные требования.

улучшить условия труда И изменить общегосударственное рабочее законодательство

Разогнаны с помощью войск. Следят: царь, губернатор.

Зачинщики – под суд. 101 пункт обвинений. Оправданы.

«сто один салютационный выстрел в честь народившегося на Руси рабочего вопроса».

Рабочее законодательство – изменения.

Формирование политических партий

Оппозиционные кружки ® партии.

Особенности:

Создание не «снизу» (Запад), а «сверху» (приверженцы идеологии).

Интеллигенция - большинство и в крестьянских, и в рабочих, и в буржуазных.

«от окраин к центру»: национальные организации (1890 г. – «Дашнакцутюн», Армения; 1893 г. – СДКП, Польша; 1898 г. – «Бунд»). Потом – общероссийские.

«слева направо»; сначала – революционные и социалистические; любералы – общества, кружки; правые – только после 1905 г.

Народничество и марксизм в России

Социалисты: народники и марксисты.

Народники:

особый путь России;

основа социализма – община;

«просвещенное меньшинство» – интеллигенция;

Россия «перескочит» через капитализм.

Марксисты:

объективные общемировые закономерности;

Россия пойдет путем Европы;

социализм – из капитализма

опора – крупная промышленность, индустриальный пролетариат.

1883 г. – группа «Освобождение труда». Г.В.Плеханов.

Легальные марксисты.

90-е гг. XIX в. – труды П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков.

прогрессивность капитализма перед феодализмом;

постепенное, эволюционное развитие об-ва;

«Вся современная культура тесно связана с капитализмом. Признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму» (Струве).

В дальнейшем Струве и др. – либералы.

Экономисты.

Прокопович, Кускова. Газета «Кредо».

Во многом разделяли взгляды «Союза борьбы».

НО интеллигенция НЕ должна выдвигать требований, которых не выработали сами рабочие.

РСДРП. Начало.

Большинство: марксизм – теория ликвидации существующего строя.

В.И.Ульянов (Ленин). Ю.О.Цедербаум (Мартов).

1895 г. – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», Петербург.

1898 г. – I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), Минск. Все арестованы.

«период разброда и шатаний» (Ленин)

1903 г., Брюссель, Лондон – II съезд РСДРП.

программа-минимум

Программа-максимум

б/д революция

республика

всеобщие выборы

самоопределение наций

8-часовой рабочий день

возвращение отрезков

отмена выкупных платежей

социалистический строй

диктатура пролетариата

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Меры сыпучих тел.
Для большей части территории Русского государства в период феодальной раздробленности основной мерой сыпучих тел, как и в древнерусском государстве, остается кадь с ее делением, по системе двух, на 2 половника, 4 четверти, 8 осьмин. Иногда кадь называется бочкой, иногда оковом. Происхождение названия «оков» связано с тем, что верх кади ...

Вторжение. Интервенция «по приглашению»
1 марта Мурманский Совдеп направил запрос в Совнарком, в котором указал, что возобновившееся немецкое наступление вызывает опасения за Мурманский край и железную дорогу, где возможно появление отрядов финнов и немцев. В телеграмме сообщалось о доброжелательном отношении союзных миссий и их готовности предоставить необходимую помощь. Веч ...

Предисловие
Сколько есть человек, столько и есть слава Богу. Люди издревна придумывали себе Богов, Идолов и т.п. высшие силы. Не кто не сомневается, что и задолго до появления письменности, в том числе тут к письменности можно отнести и простые «наскальные рисунки», уже были подобные божества. Не понимая многого и не сумев понять и объяснить себе ...