Материалы » История России XX век » Самодержавие на пути к краху (1900-1917)

Самодержавие на пути к краху (1900-1917)
Страница 8

В такой ситуации у власти оставались два выхода: или подавить революцию и установить диктатуру, или отступить и удовлетворить выдвинутые народом требования. Для подавления революционных масс не хватало сил, т.к. войска были на Дальнем Востоке. Николай II вынужден был отступить и издать Манифест 17 октября о «даровании» народу «незыблемых основ гражданской свободы» - неприкосновенности личности, свободы слова, собраний и союзов. Был обещан созыв Государственной думы с законодательными правами, провозглашалось создание объединенного Совета министров. По значимости Манифест приближался к конституционному акту, предполагал качественное изменение политического и социального строя России. В то же время в нем не говорилось о сословном и национальном равноправии, о равенстве избирательных прав, об учреждении ответственного перед Думой правительства. Следовательно, сохранилась почва для дальнейших столкновений общества и власти.

Последовали и другие социально-политические акции: проведена политическая амнистия, восстановлены конституционные права Финляндии, отменены выкупные платежи. Появление Манифеста было восторженно встречено в обществе, особенно либералами, оно усилило конституционные иллюзии, легализовало политические партии и революционную печать. Формировались традиционно-монархические партии и организации, в их числе несколько сословно-дворянских организаций и всесословный «Союз русского народа». Общими для всех монархических организаций являлись приверженность триаде «Самодержавие. Православие. Народность», защита сословного строя, антисемитизм. «Союз русского народа» был наиболее массовой партией и в 1907 г. насчитывал 410 тыс. человек из числа крестьян, мелких городских собственников, некоторых слоев рабочих, духовенства, дворян, буржуазии. Привлекались традиционалистски настроенные слои населения через организацию массовых митингов, демонстраций, молебнов, еврейских погромов и др. Целью этих организаций считалась борьба с «крамольниками», нарушающими святые для Руси традиции, т.е. революционерами, интеллигенцией, евреями. В еврейских и интеллигентских погромах, прокатившихся после появления Манифеста, погибли более 1,6 тыс. и получили ранения 3,5 тыс. человек.

Расправы и погромы чинились вооруженными дружинами, «черными сотнями», названными по наименованию низового, беднейшего торгового класса Московского царства ХУ1-ХУП вв. По мнению Г.Федотова, «черная сотня есть русское издание или первый русский вариант национал-социализма». При фанатичности ненависти, при насильственности действий, принимавших характер «погрома и бунта, движение таило в себе потенции разинщины. Власть, дворянство вскармливали его - но на свою голову». А Николай II назвал «Союз русского народа» «надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем». В нем собрано было «самое дикое и не-I культурное в старой России . его идеи победили в ходе русской революции». Та же дикость и жестокость творилась революционерами, например, после Февральской революции, когда насиловали женщин на перекрестке улиц при хохочущей толпе или сбрасывали офицеров с борта корабля. Общими, характерными для них, были такие черты, как антилиберализм, фанатичная ненависть, насилие, бунт, погром, безжалостное истребление человеческих жизней и т.д.

Осенью 1905 г. происходило и формирование либеральных партий. Левое, радикальное крыло либерального движения образовало конституционно-демократическую партию на базе «Союза освобождения» и большинства земско-городских съездов. Основные требования партии кадетов - правовое государство в виде конституционной монархии, равноправие, культурное самоопределение наций, политическая автономия для Польши, принудительное отчуждение частновладельческой земли, восьмичасовой рабочий день. Социальную базу кадетской партии составили прежде всего интеллигенция, средние городские слои, слой предпринимателей, а также незначительное число землевладельцев, рабочих и крестьян.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Сварог
Сварог - бог огня. Один из главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо, небесный свод, «var» — огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у индоевропейцев мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил ...

Военная реформа
Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские учи ...

Роль истории
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, ...