Материалы » Палестино–израильский конфликт в контексте истории » Попытки урегулирования палестино – израильского конфликта

Попытки урегулирования палестино – израильского конфликта
Страница 8

Инициатива президента США была озвучена в марте 2004 г. и представлена членам «восьмер­ки» крупнейших индустриаль­ных стран мира в июне 2004 г. Это предложение базируется на ряде принципов, включающих расширение демократических ос­нов и повышение эффективнос­ти управления в странах регио­на, создание качественно новых возможностей для обмена ин­формацией, устранение торго­вых барьеров, открытие рынков и т.п. Логика этой инициативы основывается также на призна­нии в целом, безусловно, пра­вильного положения о тесней­шей взаимосвязи процессов, происходящих в странах, «тра­диционно» причисляемых к Ближнему Востоку, и государст­вах, территориально прилегаю­щих к этому району мира.

Следует отметить, что геогра­фическое и политическое поня­тие региона «Ближнего Востока» имеет почти столетнюю исто­рию, его содержание неодно­кратно менялось и уточнялось. Ряд специалистов придержива­ются мнения, что впервые тако­го рода термин был использован английским генералом Томасом Гордоном в начале XX в. при изучении возможных угроз бри­танским интересам в регионе со стороны царской России, в том числе в контексте функциониро­вания транспортного коридора между Великобританией и Ин­дией. Другие считают, что это понятие было введено в оборот после опубликования в 1902 г. американским военным деяте­лем Альфредом Маханом статьи «Персидский залив и междуна­родные отношения»[92]8.

Вопрос о территориальных рамках ближневосточного реги­она обстоятельно рассматривал­ся в 1992 - 1996 гг. рабочей группой по контролю за воору­жениями и региональной безо­пасности (в ряде мероприятий принимал участие автор). Уже в то время преобладало мнение о необходимости «расширитель­ного» толкования региона Ближнего Востока - с включени­ем в него всех стран - членов ЛАГ, Израиля, а также Турции. Ряд экспертов высказывались за то, чтобы к региону был «при­числен» также и Иран. Были на­работки, касающиеся органичес­кой связи - в контексте вопро­сов безопасности - Ближнего Востока, Средиземноморья, бас­сейна Красного моря, а также Юго-Западной Азии. После со­бытий сентября 2001 г., развер­тывания борьбы против между­народного терроризма вопрос о взаимообусловленности и взаи­мозависимости событий в этих районах мира стал еще более ак­туальным

В одной из недавних публи­каций - монографии «Нефть и вода - к созданию системы безо­пасности в Персидском заливе» специальный раздел был посвя­щен проблематике «Большого Ближнего Востока»[93]9. Один из основных выводов авторов рабо­ты заключался в том, что концепция географических рамок Ближнего Востока неизбежно будет претерпевать изменения, в том числе вследствие того, что сам регион находится в стадии глубокой эволюции[94]10.

Вышеуказанные причины - в большей или меньшей степени -обусловили отсутствие всеобъ­емлющего решения арабо-израильского конфликта, хотя на ряде направлений мирных пре­образований в регионе были до­стигнуты реальные позитивные подвижки.

В целом, как представляется, к сегодняшнему дню удалось ре­шить те «блоки» ближневосточ­ного кризиса, которые относи­тельно легко поддавались стра­тегии «размежевания», в том числе территориального (мир­ные договоры между Египтом и Израилем, Иорданией и Израи­лем). Но данный метод выявил свою ограниченность в тех слу­чаях, когда достижение такого рода размежевания является крайне сложным делом. Это прежде всего относится к ключе­вой проблеме ближневосточного урегулирования - палестино-из-раильскому конфликту

На протяжении многих лет противостояния выдвигались де­сятки планов построения отно­шений между палестинцами и израильтянами. Несмотря на все их разнообразие, можно свести эти предложения всего лишь к четырем принципиальным схе­мам:

- сохранение израильской ок­купации палестинских земель;

- создание на землях, оккупи­рованных в 1967 г. (сектор Газа, Западный берег р. Иордан), ор­ганов палестинского админист­ративного самоуправления (ав­тономии) с весьма ограниченны­ми прерогативами - при оставле­нии за Израилем полномочий в сфере внешних связей, обороны и ряде других областей;

- создание на указанных тер­риториях «палестинского райо­на» как части конфедеративного объединения в составе либо Иордании, либо Израиля;

- независимое палестинское государство со столицей в Вос­точном Иерусалиме.

В Израиле различные поли­тические силы по-разному виде­ли решение палестинской про­блемы. Многие не верили в способность палестинского образо­вания - в любой его форме и, тем более, в виде суверенного государства - мирно сосущество­вать с Израилем без предъявле­ния палестинцами все новых и новых требований, в том числе территориального порядка. С другой стороны, израильтяне, принадлежавшие к самым раз­личным партиям и группам, схо­дились во мнении, что нахожде­ние в пределах территории Из­раиля все возрастающего коли­чества арабов-палестинцев мо­жет привести к созданию внутри страны мощной «пятой колон­ны», которая со временем будет «подавлять» евреев своей чис­ленностью. С учетом этих опа­сений, начиная с середины 1970-х гг., большинство израиль­ских политиков стали склонять­ся к формуле предоставления палестинцам - естественно, по результатам неспешных и обсто­ятельных переговоров - «ограни­ченного самоуправления», дру­гими словами - проживания вне территориальных рамок собст­венно Израиля, но под плотным «присмотром» последнего. Кон­сервативные элементы при этом подчеркивали «целесообраз­ность» использования - в качест­ве решающего козыря для торга с палестинцами - наличие в ру­ках Израиля оккупированных земель.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Переход к смене общественного строя
Радикализация политического курса продолжалась. Она выражалась, наряду с гласностью, в перестройке политической системы общества. Намеченный на XIX партконференции план конституционной реформы был принят Верховным Советом СССР. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно рабо ...

Двоевластие в России в 1917 году
В результате победы Февральской революции в России возникло двоевластие - своеобразное переплетение двух властей - Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов. В первый состав Временного правительства, состоявшего из 10 человек, вошли 4 кадета, 2 октябриста, 1 прогрессист, 1 эсер, 1 представитель земского движения ...

Политический строй Российского государства.
Одновременно с завершением политического объединения стала оформляться новая система государственного управления. Прежде всего началось становление самодержавия. Титул Ивана III "государь" означал власть самодержавную. Внешне-возросшую силу великого князя подчеркивал новый придворный церемониал, отличавшийся особой пышностью. ...