Материалы » Палестино–израильский конфликт в контексте истории » Попытки урегулирования палестино – израильского конфликта

Попытки урегулирования палестино – израильского конфликта
Страница 3

В течение всего периода, по­следовавшего за проведением Ма­дридской конференции 1991 г., изменялся и институт внешних «спонсоров» мирного процесса. Уже на начальном этапе реали­зации решений этого форума в условиях нарастания хаоса и обострения финансово-эконо­мического кризиса в Советском Союзе возникли определенные трудности в осуществлении Москвой функций одного из двух - наряду с США Вместе с тем, Россий­ская Федерация без каких-либо особых осложнений «унаследо­вала» этот статус и вплоть до середины 1990-х гг. данный ин­струмент мирного процесса со­хранялся и функционировал. Представители двух спонсоров вели заседания многосто­ронних рабочих групп и других форумов в рамках ближневос­точного мирного процесса. Правда, порой происходили до­статочно тревожные для рос­сийской стороны события. Так, в сентябре 1999 г. Россия «вы­пала» из числа приглашенных в египетский город Шарм аш-Шейх, где происходил важный раунд палестино-израильских переговоров (там присутствова­ли представители США, Египта и Иордании).

В 1994-1995 гг. странами Ев­ропы инициировалась дискуссия о «дополнении» «команды» сонсоров представителями Ев­ропейского Союза (ЕС)[81].

Этот вопрос оказался в цент­ре повестки дня прошедшего в ноябре 1995 г. в Каире заседания весьма авторитетной в междуна­родных кругах Группы по Ближ­нему Востоку Социалистическо­го Интернационала. Руководил работой совещания один из ста­рейших общественно-политичес­ких деятелей ФРГ Г.-Й.Вишневски.

Логика многих из выступав­ших на заседании группы евро­пейских экспертов сводилась к тому, что все более веское учас­тие ЕС в поисках мира на Ближ­нем Востоке, масштабы финан­сово-экономической помощи стран Европы, адресованной па­лестинцам, различным арабским государствам, дают основания для предоставления Европейско­му Союзу статуса коспонсора -наряду с США и РФ.

Ряд делегаций поддержали этот тезис, однако были и скеп­тики. Дискуссия была практиче­ски свернута после выступления одного из участников, обратив­шего внимание на то, что орга­ны ЕС, отражающие на консенсусной основе подходы к тем или иным проблемам целого ря­да государств, лишены важней­шего качества, совершенно необ­ходимого для коспонсора мир­ного процесса в весьма «турбу­лентном» ближневосточном ре­гионе, - способности оперативно реагировать на происходящие события.

В конце 1990-х гг. вопрос о предоставлении ЕС более веской роли в мирном процессе с «пода­чи» европейцев стал вновь актив­но обсуждаться на различных международных форумах. В даль­нейшем эта проблема нашла свое решение при создании (апрель 2002 г.) так называемой «четвер­ки» международных посредников в составе США, Российской Фе­дерации, ЕС и ООН. Все отме­ченные формы международного содействия мирному процессу -американо-российское коспонсорство, «четверка» международных посредников - способствовали ре­шению многих из возникших проблем. Но они так и не смогли подвести основные противоборст­вующие стороны - палестинцев и израильтян - к достижению «ра­ботающих» договоренностей как представляется, в дея­тельности указанных выше орга­низационных механизмов не до­ставало «субстанции», способно­сти профессионально, со знани­ем реалий региона подсказывать наиболее оптимальные пути ре­шения. Без сомнения, решаю­щую роль в поиске компромис­сов должны играть страны, пря­мо вовлеченные в конфликт. Сделать за них работу, связан­ную со сближением позиций сторон, не может никто. Однако фактом остается и то, что по­средники не нашли пока «клю­ча» для перевода ближневос­точного конфликта - во всех его основных «составляющих» - в стадию урегулирования.

Третье. Слабая сторона мирного процесса - его недо­статочное экспертное обеспе­чение, в особенности, в послед­ние 5-10 лет, в результате чего отсутствует надежный прогноз развития событий. Наиболее ярко это проявилось в связи с победой ХАМАС на выборах в ПНА. При этом. к сожалению, нередко имеет место необъек­тивное отношение к предложе­ниям тех специалистов, которые выступают с особым мнением. Правильные и обоснованные прогностические работы далеко не всегда принимаются во вни­мание политиками-практиками, в результате - постоянно встре­чающиеся «неожиданные» пре­пятствия на пути переговорного процесса. Также требуется бо­лее объективный и непредвзя­тый подход к оценке реальных результатов политики тех или иных политических деятелей и правящих элитарных групп. Так, задолго до поражения ру­ководства ФАТХ на выборах в законодательный орган ПНА раздавались голоса с конкрет­ной критикой важнейших ас­пектов экономической и соци­альной политики Я.Арафата -Абу Мазена (Махмуда Аббаса), однако достаточно серьезных выводов по этой информации не делалось, массивная помощь ПНА использовалась не эффек­тивно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Попытки урегулирования палестино – израильского конфликта
Прошло 15 лет с того вре­мени, когда усилиями СССР и США при актив­ном участии ряда стран ближне­восточного региона на «финиш­ную прямую» вышла подготовка международной конференции по урегулированию арабо-израиль-ского конфликта.Бакланов А.в своих многочисленных работах по палестино – изральскогму конфликту выделил критерии для урегулир ...

Проведение политики «военного коммунизма» в Советской России
Социально-экономическая политика большевистской власти в годы войны, имевшей своей целью сосредоточенные всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства, привела к складыванию своеобразной системы военного коммунизма. Ее характнризовали следующие основные черты: 1. национализации промышленных предприятий включал перевод на в ...

"Великое посольство"
"Великое посольство" из 250 человек, возглавляемых адмиралом Ф.Я. Лефортовым и генералом Ф.А. Головиным, отправилось из Москвы 9 марта 1697г. В его составе находился и сам Пётр I под именем "урядника Преображенского полка Петра Михайлова". Задачи "Великого посольства можно разделить на основные и второстепенные. ...