Династия ОмейядовСтраница 1
Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661 – 750), но некоторые ее основы были заложены раньше. Это касалось в первую очередь слияния воедино религиозной и светской власти. Сам Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству своеобразие. По крайней мере формально халиф – заместитель посланника Аллаха Мухаммеда – обладал всей полнотой власти, и духовной (имамат), и светской (эмират). Естественно, это чрезвычайно усиливало авторитет халифа, подчеркивало священность его особы; восставать против халифа означало восставать против Аллаха. Ислам был сутью государства, силой, скрепляющей, цементирующей цивилизацию. Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи и централизованной власти. Распространение новой религии было важнейшим объединяющим фактором. Немалое значение имело и то, что арабский язык стал государственным в пределах халифата: на нем составляли деловые документы, писали научные трактаты и художественные произведения. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат; связь с далекими окраинами осуществлялась за счет хорошо налаженной почты. Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая теперь получала жалованье от казны или земельные наделы. Но главным залогом силы государственной власти было право верховной собственности на землю. Как и во всех других восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту-налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось. Этот запрет касался также владений, принадлежащих правящей династии и религиозным учреждениям. Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников. Положение личности тоже было вполне традиционным для восточной деспотии: человек мог неожиданно вознестись на самый верх социальной лестницы и так же внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих. Центральная власть не справлялась с сепаратизмом: в наместничествах, на которые была разделена империя, истинными хозяевами были эмиры. В их распоряжении находились финансы, армия, бюрократический аппарат. Правда, внутренняя структура вновь образующихся государств была одинаковой и почти в точности повторяла структуру халифата времен его расцвета. В этом смысле цивилизационная модель, в которой огромную роль играли этические нормы ислама, была очень устойчивой, несмотря на все катаклизмы в государственной истории мусульманского мира.
После смерти Мухаммеда правители арабского исламского государства выбирались из сподвижников или родственников пророка, которые получали титул халифов. Слово это означает «заместитель», так что речь шла о преемственности власти по линии Бог – пророк – халиф. Таких халифов было четыре: Абу Бекр (632–634 гг.), Омар (634–644 гг.), Осман (644–656 гг.), Али (651–661 гг.) /Босворт, 1971, с. 115/.
Уже первым халифам пришлось подавлять вооруженным путем вспыхнувшие во многих районах Аравии сепаратистские мятежи, часто возглавлявшиеся «лжепророками». Характер этих боевых действий, описанный в «Книге завоевания стран» арабским историком средневековья Ахмедом Ибн Яхья Белазури, представляет особый интерес. Так, один из первых военачальников, отправляясь в поход, получил еще от самого Мухаммеда следующие наставления: «…требуй, чтоб враги наши приняли ислам, требуй уплаты поголовной подати от несогласных принять ислам, заключай мирные договоры не от имени Бога и пророка, но от имени отца своего и от своего имени: грех твой не будет велик, если ты не будешь соблюдать их.
Восстание под предводительством И. И. Болотникова и
крестьянская война.
Летом 1606 г. на юго-западе России в северских городах началось движение казаков, крестьян и холопов. Во главе одного из восставших казачьих отрядов встал Иван Исаевич Болотников. Когда-то он был холопом князя Телятевского, в молодости бежал к казакам, попал в плен к татарам, а те продали его в турецкое рабство на галеры. Болотникову по ...
Меры и денежный счет периода феодальной раздробленности Руси (начало XII в.—- конец ХУв.). Источники.
При рассмотрении мер периода феодальной раздробленности так же, как и для периода древнерусского государства, приходится использовать различные источники общеисторического содержания, например летописи. Среди них выделяется Псковская летопись, которая содержит обширный метрологический материал — о мерах длины, сыпучих и жидких тел, веса ...
Анализ причин распада СССР
В 1991 году был завершён процесс распада Советского Союза. Существуют две принципиально разные точки зрения на причины распада СССР. Приверженцы первой из них считают, что распад СССР был неизбежным следствием демократических преобразований, а некоторые даже утверждают, что распад СССР был неизбежен.
Представители другой точки зрения у ...