Материалы » Палестино–израильский конфликт в контексте истории » Попытки урегулирования палестино – израильского конфликта

Попытки урегулирования палестино – израильского конфликта
Страница 1

Прошло 15 лет с того вре­мени, когда усилиями СССР и США при актив­ном участии ряда стран ближне­восточного региона на «финиш­ную прямую» вышла подготовка международной конференции по урегулированию арабо-израиль-ского конфликта.Бакланов А.в своих многочисленных работах по палестино – изральскогму конфликту выделил критерии для урегулирования этого конфликта на наш взгляд они перспективны. Перечислим их и проанализируем. Он считает, международная конференция, прошедшая в Мадриде 31 октяб­ря - 1 ноября 1991 г., казалось бы, действительно создавала уни­кальный механизм для разработ­ки «формулы» мира. Однако вплоть до сегодняшнего дня так и не удалось преодолеть арабо-израильские противоречия, в том числе на ключевом - палестино-израильском направлении.[75]

Проведены десятки междуна­родных и региональных фору­мов по тематике ближневосточ­ного урегулирования, но реше­ний, которые удовлетворяли бы трем основополагающим крите­риям - взаимная приемлемость, комплексный общерегиональ­ный характер, выполнимость -до сих пор найти не удалось. У каждой из конфликтующих сто­рон есть соответствующие дово­ды, аргументы в пользу своей позиции. Вместе с тем, за деся­тилетия противостояния нако­пились «обиды» и претензии друг к другу, что делает пока не­возможным создание в регионе климата доверия. Ситуация усу­губляется и тем, что в ближне­восточных государствах сформировалась мощная прослойка населения, «приспособившаяся» к условиям конфронтации и, бо­лее того, в ряде случаев умело извлекающая из состояния пер­манентной напряженности опре­деленные политические и иные дивиденды.

Как представляется, в настоя­щее время остро ощущается по­требность в критическом ретро­спективном анализе ситуации в ближневосточном мирном про­цессе под углом зрения выработ­ки рекомендаций, касающихся путей преодоления создавшихся тупиков и «завалов». При этом необходимо принимать во вни­мание, что расширяющийся «на­бор» конфликтных и кризисных ситуаций на Ближнем Востоке отражает тот факт, что стратегия и тактика действий как располо­женных здесь стран, так и меж­дународного сообщества в це­лом в ключевых блоках регио­нальной безопасности не прино­сят желаемых результатов. Крайне слаб и «прогностичес­кий элемент». Это со всей на­глядностью продемонстрировала победа радикальной группиров­ки ХАМАС на выборах в Палес­тинской национальной автоно­мии (ПНА) в январе 2006 г.[76]

Можно было бы следующим образом резюмировать основные факторы и причины, обусловив­шие создание такого рода ситуа­ции.

Первое. Международно-пра­вовые основы ближневосточно­го мирного процесса, следует признать, излишне «лаконичны» и «эластичны».

Мадридской конференцией 1991 г., инициирование к миру между Израилем, были основаны лишь резолюцией № 338 СБ ООН.

В преамбуле резолюция под­черкивается «неприемлемость захвата территории военным пу­тем» и говорится о необхомо­сти работать в направлении ус­тановления «справедливого и прочного мира», при котором «каждое из государств региона могло бы жить в безопасности».

Статья 1 резолюции опреде­ляла два основных принципа, которых необходимо было при­держиваться при осуществлении мер, призванных гарантировать мир на Ближнем Востоке: вывод израильских вооруженных сил с «оккупированных в ходе послед­него конфликта территорий» и отказ от всех претензий или си­туаций, связанных с состоянием воины, уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической не­зависимости каждого из госу­дарств региона и их права жить в мире в безопасных и признан­ных границах без угрозы приме­нения силы или силовых акций[77].

Статья 2 подтверждала необ­ходимость обеспечения гарантий свободы мореплавания через международные водные пути в регионе и достижения справед­ливого решения проблемы бе­женцев. В ней также говорилось о недопущении нарушения тер­риториальной целостности и по­литической независимости каж­дого государства региона путем принятия соответствующих мер, включая создание демилитаризо­ванных зон.

В момент принятия резолю­ции казалось, что острота поло­жения на Ближнем Востоке, не­обходимость возобновления ра­боты Суэцкого канала, успешное достижение великими держава­ми компромисса по резолюции № 242 СБ ООН обеспечат до­статочно быстрое продвижение к урегулированию на Ближнем Востоке. Но этого не случилось.

Арабские государства были настроены на то, что междуна­родное сообщество будет «дожи­мать» Израиль настаивать на практическом выполнении тре­бований резолюции № 242 в ча­сти, касающейся вывода изра­ильских войск с оккупирован­ных территорий. Однако, как вскоре стало совершенно оче­видно, это не могло произойти с учетом жесткой позиции Израи­ля, который был склонен рас­сматривать оккупированные в ходе конфликта земли в качест­ве «козырей» для очень «обстоя­тельного» и неспешного - сори­ентированного на достижение устойчивого мира в масштабах всего региона - разговора. При этом, по мысли израильтян, главное внимание должно было быть уделено вопросам обеспе­чения безопасности. Они настаи­вали на том, чтобы уже на на­чальном этапе переговоров были четко и ясно решены вопросы, связанные с формированием «условий мира» и вхождения Израиля в региональную систе­му государств отнюдь не в каче­стве «вражеской страны»[78].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Поездка в Сибирь и Поволжье. Сибирь
П. А. Столыпин вместе с главноуправляющим землеустройстюм и земледелием предпринял поездку в Западную Сибирь и Поволжье, длившуюся от 19-го августа до 19-го сентября 1910 года. Целью поездки было ознакомление на месте с отрубными хозяйствами и выяснение возможности широкого переселения из Европейской России. За 300 лет владения нашего С ...

Законы Августа
Продолжительные гражданские войны расшатали не только государственное правление, они оказали отрицательное воздействие и на культ фамилии: сражавшиеся с обеих сторон привлекали к своей борьбе рабов, рабы – отпущенники, которые доносили на своих господ и патрона, получали во время проскрипций награды от представителей противоположного ла ...

Царская власть в ранней Греции. Власть царя в Аттике в микенский и предполисный периоды
Предполагается, что при первых царях в Аттике были отдельные поселения, каждое с собственным советом и градоначальниками, которые действовали независимо, за исключением кризисных времен, и даже воевали друг с другом. «Такие поселения Микенской эпохи известны, например, в Элевсине, Афидне, Бравроне и Торике»[32]. Существование терминов « ...