Каноны исламаСтраница 1
Исламская цивилизация – одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в VII в. н.э. Колыбелью исламской цивилизации, впоследствии расширившей свои границы и охватившей множество государств, была Аравия. Большая часть Аравийского полуострова представляет собой пустыню; только по побережью простираются плодородные земли. Жители этих областей выращивали зерно, виноград, финики, пряности, разводили овец и верблюдов. Здесь располагались древние города, которые вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. Здесь же возникли и первые зачатки государственности. Иным был образ жизни населения центра Аравийского полуострова – кочевников-бедуинов. Они занимались скотоводством и сопровождали (за определенную плату) по пустыне караваны или снабжали их своими верблюдами. Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей. Таким образом, к VII в. Аравия в культурном и социально-экономическом отношении представляла собой довольно пеструю картину. Появление новой религии коренным образом изменило судьбы арабов, сыграв объединяющую и цивилизующую роль / Халедов, Грезневич, Большаков, 1982, с. 115/.
До принятия ислама арабы поклонялись различным божествам, в том числе луне и солнцу; был распространен культ предков. Но уже тогда особо почитался храм Каабы в Мекке, окруженный изваяниями племенных богов. Языческие верования подвергались мощным иноземным влияниям – прежде всего это касалось Северной и Южной Аравии, где с арабским населением мирно уживались христианские и еврейские общины. Идея единобожия ко времени появления ислама витала в воздухе: появилось много пророков – проповедников, которые пытались найти нового, истинного Бога. К их числу принадлежал и Мухаммед (570–632), заложивший религиозные основы будущей исламской цивилизации. Мухаммед относился с уважением и к иудаизму, и к христианству, обладающими, как он считал, бого-духновенными книгами. В Коране – священной книге ислама, содержащей откровения, которые были ниспосланы Мухаммеду, заметно влияние обеих религий. Это выразилось прежде всего в идее единобожия. Однако пророк считал, что иудаизм и христианство лишь предшествовали новой религии, в которой Бог дал полное откровение, отменив многое из того, что записано в Талмуде, Ветхом и Новом Завете. Догматика Корана очень проста. Спасение ждет тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда, через которого было дано Божественное Писание. Истинно верующий вверяет свою жизнь Аллаху, он должен быть добродетелен, в установленное время совершать молитвы, поститься и хотя бы раз в жизни предпринять паломничество в святые места – в Мекку. Каждому мусульманину вменяется в обязанность подавать милостыню, ибо блага земного мира нечисты и ими можно пользоваться только с помощью очищения – частичного возврата их Богу через подаяние. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите». Кроме того, верующие должны полностью вверять себя воле Аллаха: «С нами сбывается только то, что предначертал для нас Бог». Эта мысль, в различных вариациях не один раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение – фатализм. Правда, позднее некоторые мусульманские богословы стали оспаривать этот догмат, отыскивая в Коране намеки на идею свободы воли человека. Однако в массовом сознании фатализм укрепился достаточно прочно, и это имело вполне определенные последствия: этика ислама в отличие, скажем, от конфуцианской, католической или тем более протестантской не ориентировала на активное пересоздание мира, принижала роль деятельного начала в человеке. В Коране разница между миром земным и небесным, в сущности, не так уж велика, потому что потусторонний мир предстает подчеркнуто плотским, материальным. Особенно это касается изображения мусульманского рая, в котором праведников ждут чувственные наслаждения. Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям новой религии было добавлено еще одно, сыгравшее огромную роль во всей последующей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), распространение ислама с оружием в руках, является религиозным долгом. В Коране действительно говорится об «истреблении неверных», но в основном Мухаммед советовал привлекать людей к исламу «мудрыми добрыми наставлениями». Тем не менее верх одержала концепция, согласно которой мусульмане должны вести войну с неверными до тех пор, пока те не покорятся исламу. Мусульмане, погибшие в такой войне, автоматически признаются достойными рая. Благодаря тем, кто сражается за религию, мусульманская община (умма) в целом может считать свой долг выполненным. Помимо духовных наград эта идея была весьма привлекательна и с точки зрения материальной: четыре пятых добычи распределялось между непосредственными участниками сражения, а остаток считался долей Бога и раздавался бедным.
Глава II
К концу зимы 335/34 г. до н. э. войска собрались в районе Пеллы, а корабли - в устье реки Стримон. Во вступлении я уже отметил мощь и достоинство македонского войска, добавлю лишь несколько слов о флоте. Он насчитывал 160 греческих военных кораблей, одну часть которых предоставил Коринфский союз, а другую — покоренные города балканского ...
Западное земство
Мысль о введении земства в западных губерниях зародилась у Столыпина еще в бытность его Предводителем Дворянства в Ковенской губернии. Узнав и полюбив этот край, Столыпин чувствовал, как сильно препятствовало его культурному росту отсутствие земских представительных учреждений, но русские государственные интересы не допускали их введени ...
Трирема.
Трирема была более быстроходным кораблем по сравнению с квадри – и квинкверемами, и более мощным по сравнению с биремами и либурнами. При этом размеры триремы позволяли в случае необходимости разместить на ней метательные машины.
Экипаж типовой триремы состоял из 150 гребцов, 12 моряков, приблизительно 80 морских пехотинцев и нескольки ...