"Соляной бунт" в Москве и Соборное Уложение.
Летом 1648 г. по стране прокатилась целая волна городских восстаний /Воронеж, Козлов, Курск, Елец, Великий Устюг, Сольвычегодск и другие/. Среди них самым значительным и первым по времени было восстание в Москве.
Оно началось 1 июня 1648 г. после того, как толпа возмущенных людей попыталась передать царю челобитную с жалобой на городскую администрацию. Челобитчиков разогнали стрельцы. Тогда горожане начали громить дворы самых ненавистных для них боярина Морозова, начальника Земского приказа Плещеева, думного дьяка Чистого /его считали инициатором соляного налога, поэтому, когда обнаружили в доме, то сразу же растерзали/, купца Шорина. К восставшим присоединились даже стрельцы. Вместе они потребовали от царя выдачи Плещеева, Морозова и Траханиотова. В течение нескольких дней Москва была в руках восставших. Царю пришлось пойти на уступки. Выданных Плещеева и Траханиотова, которого также считали виновником соляного налога, повстанцы казнили, а Морозову удалось откупиться и отделаться ссылкой в монастырь. Выдачей жалованья правительству удалось привлечь на свою сторону стрельцов. Восстание пошло на убыль и власть в Москве вскоре была восстановлена. Однако в других городах волнения продолжались в течение целого месяца.
Восстанием в Москве, получившим название "соляной бунт", сумели воспользоваться в своих интересах дворяне. Вместе с московскими посадскими людьми они потребовали от правительства Алексея Михайловича провести реформу в области законодательства. Для решения этого вопроса царь созвал в сентябре 1648 г. Земский собор. На нем обсуждалось и было принято в январе 1649 г. Соборное Уложение. В этом кодексе законов были учтены наиболее важные требования дворян: устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян; помещичьи крестьяне полностью теряли личную свободу и даже их имущество переходило в собственность феодалов; дворяне получили право передавать по наследству свою службу, а вместе с ней и поместье; в пользу дворян ограничивалось церковное землевладение. Соляной бунт заставил правительство учесть в Соборном Уложении и требования посадского населения. В частности, были ликвидированы привилегии частновладельческих или "белых" слобод. Отныне их население должно было платить налоги также, как и все другие посадские люди /наличие белых слобод в городах приводило прежде к увеличению налогового бремени в посадах/. Кроме того, посадские люди получили право монопольной торговли в городах.
Соборное Уложение не разрешило, однако, основные социальные противоречия в городах. Свидетельством чему стали сильные волнения горожан Пскова и Новгорода, случившиеся в 1650 г., на подавление которых правительству пришлось направить большое войско.
Образ Н.М. Ядринцева в культурной памяти россиян ХХ – начала XXI вв. Культурная память как
исследовательская категория
В современной литературе достаточно разнообразна терминология, связанная с памятью. Можно встретить такие варианты, как «индивидуальная память», «культурная память», «историческая память», «социальная память», «персональная память», «групповая память», «память детства», «память поколения» и др. Встречаются и более экзотические термины: ...
Тува в начале ХХ века
Давно замечено, что география и местоположение территории имеют немаловажное значение для исторических судеб государств и народов. [15, С. 7] ...
Гражданская война
Гражданская война была самым страшным военным и социальным потрясением российского общества первой трети XX века. Она имела тяжёлые последствия и наложила свой отпечаток на последующее развитие страны. Гражданская война имела свои особенности как война классово-политических сил за государственную власть и формы собственности, имевшая то ...

