Материалы » История государственного управления в России » Древнерусское государство в дохристианский период

Древнерусское государство в дохристианский период

Возникшая в Новгороде новая государственная организация развивалась территориально и системно в IX-XI веках. В 882 г. князь Олег подчинил южные земли, освободил их от хазарской дани, объединил восточнославянские племена в единое Древнерусское государство, перенес столицу в Киев. В правление Игоря обострились отношения между развивающейся государственной властью и местным самоуправлением, что стало причиной гибели князя в ходе древлянского восстания. В правление княгини Ольги региональный сепаратизм был подавлен, государственная власть укреплена за счет создания по всей стране административных центров – погостов, где собиралась дань. www.alltransportation.ru

Глава государства имеет функции, обусловленные общественным договором. За выполнение функций он получает вознаграждение. Для выполнения функций он нанимает служащих. Общественный договор со временем приобретает письменную форму, называется «ряд».

Глава государства носит титул великого князя, главы регионов именуются просто князьями. Верховная власть передается по наследству, на основе обычая, называемого «лествичное право», по которому княжеская власть переходит от князя к младшему брату, а затем к старшему племяннику. Лествичное право обеспечивало занятие княжеского престола только взрослым мужчинам, которые могли быть наемными управляющими, самостоятельно могли осуществлять руководство государством, в первую очередь – быть военными руководителями.

Функции государственного управления в Древней Руси обусловлены потребностями общества. Внешние функции: оборонительная (защита территорий), международное сотрудничество (заключение торговых договоров). Внутренние функции: правоохранительная (разрешение конфликтов, формирование правовых норм), идеологическая (поддержка государством религии). В Древней Руси не было разделения властей, все функции осуществлялись одними и теми же людьми.

Постепенно возникает институт госслужащих, которые нанимались князем для выполнения государственных функций. Основной функцией служилых людей было участие в военных действиях. В награду за военную службу княжеские дружинники получили право собирать дань с жителей Руси, участвовать в дележе военной добычи.

Представители местного самоуправления не входили в государственную администрацию. В особо важных случаях великие князья созывали совет из земских бояр, старейшин и нарочитых людей. Бояре – местные крупные землевладельцы. Старейшины – знатные горожане. Нарочитые люди – представители народа. Это был не постоянно действующий представительный орган, кроме того, решающий голос всегда был у князя.

Появляется административно-территориальное деление, возникает иерархия управления. В связи с созданием единого Древнерусского государства увеличивается территория, подчиненная верховному правителю, и численность управляемого населения. Возникает необходимость в создании дополнительных уровней управления в соответствии с нормой управляемости. Государство в Древней Руси было поделено на волости, которые подчинялись верховному правителю – великому князю киевскому. В городах представителями князей были наместники.


Формы регламентации брака
Своеобразие брака у германцев ярко проявлялось и в обстоятельствах его заключения. Участие церкви или королевских должностных лиц в процедуре бракосочетания не предусматривалось. Тем не менее для обеих форм брака предполагался некий ритуал, за его соблюдением следили сами соплеменники. Включая известную уже в Риме заблаговременную помол ...

Военная реформа
В 1872 году был издан указ о введении всеобщей воинской повинности, чем подрывалось монопольное право самураев на военную службу. Преобразования существенно затронули бывшее привилегированное сословие военного дворянства — самураев. Крупные феодальные землевладельцы — князья получили щедрую денежную компенсацию за отказ от своих феодал ...

Вступление
Гражданская война полыхала на огромных пространствах России и в каждом из районов она имела свои особенности, из которых складывалась ее совокупная, многогранная и многоплановая картина. Северный фронт антибольшевистской борьбы не относился к числу главных, где решался исход гражданской войны. И вместе с тем события и общественно-полити ...