Материалы » Отечественная история » Государственный строй. Царская власть.

Государственный строй. Царская власть.

В XVII в. процесс централизации власти в России продвинулся заметно вперед. Власть царя - главы государства в целом укрепилась. Но произошло это в результате сложной эволюции. Первый царь новой династии Михаил Федорович Романов был избран на престол представительным Земским собором в 1613 г. в 16-ти летнем возрасте в очень сложной политической обстановке. Новое правительство немало потрудилось для того, чтобы доказать в европейских дворах законность прав Романовых на русский престол. Фактически пришлось заново восстанавливать царскую власть в России. В первые годы после воцарения роль Михаила Романова в государственных делах была незначительной. За него управляли страной родственники и доверенные лица: Салтыковы, Черкасские, Сицкие, Лыковы, Шереметевы. Но с возвращением из польского плена в 1619 г. отца царя патриарха Филарета положение изменилось. Филарет стал соправителем сына и даже, будучи патриархом, именовался как царь "великим государем". Опытный и властолюбивый политик, Филарет смог быстро укрепить царскую власть и упрочить династию Романовых на престоле. В титул русских царей официально вошло понятие "самодержец" /"великий государь, царь и великий князь московский и всея России самодержец"/.

После смерти Михаила Федоровича в 1645 г. на престол вступил его старший сын Алексей Михайлович. В годы его правления /до 1676 г. / власть монарха, ограниченная до того Боярской Думой и Земскими соборами, стала постепенно перерождаться в неограниченную, абсолютную. Это проявилось в прекращении деятельности Земских соборов во второй половине XVII в., в сокращении власти Боярской Думы, в личном участии царя в управлении государством с помощью специально созданного приказа Тайных дел, выполнявшего роль личной канцелярии Алексея Михайловича. Авторитет царской власти поддерживался представлением о божественном ее происхождении, о том, что она является единственным источником права и справедливости. В Соборном Уложении 1649 г. в виде закона личность монарха отождествлялась с государством, всякий умысел на здоровье, жизнь и честь государя возводился в ранг тягчайших государственных преступлений. Свидетельством укрепления самодержавия стало также лишение патриаршеского сана патриарха Никона как только он попытался уровнять свою власть с царской и выступить самостоятельно в решении государственных вопросов. Так, в 1660-х годах окончательно был решен вопрос о соотношении и месте светской и церковной властей в России.

После смерти царя Алексея Михайловича, в последней четверти XVII в. заметно ослабление царской власти при его преемниках: болезненном и слабовольном Федоре Алексеевиче /1676-1682 гг. /, малолетних сводных братьях Иване и Петре Алексеевичах, посаженных одновременно на престол в 1682 г. под регентским присмотром властолюбивой сестры Софьи. Тем не менее, можно сказать, что в истории царской власти во второй половине XVII в. отчетливо наметилась тенденция к превращению ее из ограниченной в абсолютную, что в дальнейшем приведет к окончательному установлению в начале XVIII в. абсолютизма.


Политический строй Российского государства.
Одновременно с завершением политического объединения стала оформляться новая система государственного управления. Прежде всего началось становление самодержавия. Титул Ивана III "государь" означал власть самодержавную. Внешне-возросшую силу великого князя подчеркивал новый придворный церемониал, отличавшийся особой пышностью. ...

Царь Василий Шуйский.
19 мая 1606 г. на Красной площади собралась толпа, чтобы выбрать нового царя /без / 1606-1610гг. / созыва Земского собора/. По подсказке бояр кто-то "выкрикнул" имя боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Тогда это был очень влиятельный политический деятель, происходивший из знатного рода князей Рюриковичей /потомок сына Але ...

Формирование политических партий в России в начале ХХ века
Традиционным является определение политической партии как наиболее активной и организованной части класса, которая выражает и отстаивает его интересы посредством политической борьбы. Однако это определение страдает односторонностью. Знакомство с программами партий показывает, что в них содержатся требования, защищающие интересы не тольк ...