Материалы » Упадок Османской империи » Крестьянские восстания в конце XVI - начале XVII века

Крестьянские восстания в конце XVI - начале XVII века
Страница 1

Рост цен, усиление налогового гнета, произвол насилие представителей господствующего класса вызвали растущее недовольство народных низов. Они вылились в мощные антиправительственные восстания. Начиная с 1588 года Анатолия становится ареной многочисленных выступлений в различных районах. С 1595 года она оказалась охваченной серией восстаний, объединенных в мощное крестьянское движение, которое получило в турецких источниках название "джелялийской смуты". www.solidbanking.ru

Положение в анатолийских провинциях значительно осложнялось военными действиями на турецко-иранской границе, которые шли с 70-х годов. В годы войны на плечи крестьян легли дополнительные "чрезвычайные" повинности, связанные с обеспечением действующей армии провиантом и снаряжением. Войска забирали последнее, что оставалось У деревенских жителей. Поэтому не вызывает удивления, что основную массу восставших составляли разорившиеся и безземельные крестьяне.

Ко второй половине XVI века османские города были не в состоянии поглотить все высвобожденное сельское население. Это объяснялось экономической развитостью города, процветанием ручного труда и кустарного производства, незначительностью спроса. Некоторая часть сельской молодежи заполнила медресе, влилась в ряды янычар. Спецификой турецких городов XVI - XVII веков стал резкий рост городского люмпена. Для решения проблемы "лишни людей" правительство попыталось привлечь их к участию в военных походах в рядах стрельцов-тюфенкчи. Однако со временем отряды левендов превратились в мощную силу, угрожавшую внутриосманскому спокойствию. Часть левендов расходилась по военным свитам мелких и крупных феодалов, часть же превращалась в разбойников.

Действия отрядов левендов переплетались с крестьянскими выступлениями и волнениями среди учащихся медресе и городского плебса. Руководителями восстаний, как правило, были сипахи, которые использовали народные выступления, чтобы вернуть силой отобранные у них земли. Принимали участие в антиправительственных выступлениях и отдельные провинциальные наместники-сепаратисты.

Особенно острая ситуация сложилась в 1596 году, когда недовольство действиями султанских властей охватило значительную часть Малой Азии, Северный Ирак и Сирию. Толчком к открытому выступлению послужила ревизия сипахийского ополчения, когда около 30 тыс. тимариотов были обвинены в дезертирстве во время войны с Австрией и лишены своих ленов. Братья Кара Языджи и Дели Хасан использовали антифеодальные настроения крестьянства, которое протестовало против налогов, взяточничества и произвола чиновников и откупщиков. Отряды повстанцев установили свой контроль за Восточной Анатолией. Кара Языджи стал во главе 20 - 30-тысячной армии, начал рассылать свои указы, назначать на административные и духовные должности своих сторонников, самостоятельно собирать налоги на содержание своего войска. В 1600 году он объявил себя султаном и отказался повиноваться стамбульскому двору. Многие представители местной знати примкнули к нему, надеясь сохранить таким образом свои посты и имущество.

В 1602 году после смерти Кара Языджи руководство перешло к Дели Хасану, который объединился с другими повстанческими властями. Войско овладело Токатом и осадило Кайсери. Султанские власти пошли на переговоры с сипахи, и низшие и средние их слои перешли на сторону султана. Это значительно дезорганизовало восставших, тем более, что сам Дели Хасан в обмен на обещание сделать его пашой Боснии сложил оружие и прекратил борьбу. Воспользовавшись этим, султанские войска сумели в 1605 году разгромить "джеляли". Дели Хасан был казнен.

Страницы: 1 2


Столыпин и революция сверху.
Очевидно, что оригинальность, приписываемая нами стратегиям тех политических вождей России, которых мы будем обсуждать ниже, не характеризовалась некой абстрактной "новизной", последовательной и законченной. Эти стратегии представляли собой меланж уже высказывавшихся и заимствованных идей и совершенно новых взглядов, переплета ...

Крещение Руси.
Этому шагу предшествовала языческая реформа Владимира. Он попытался заменить племенные верования единой общегосударственной религией, сплотив языческие культы в пантеон богов во главе с Перуном. По приказу князя у дворца в Киеве и в некоторых городах были поставлены идолы Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Однако язычество уже ...

Городское самоуправление в XIV веке
В середине I тыс. н.э. в районе слияния рек Псковы и Великой возникло первое небольшое поселение, из которого впоследствии вырос Псков. Первоначально население было прибалто-финским, в 8-9 вв. в Пскове появляются славяне. В русских летописях Псков упоминается впервые в 903 г. Псков был младшим городом в Новгородском княжестве. В 1347 г. ...