Материалы » Упадок Османской империи » Крестьянские восстания в конце XVI - начале XVII века

Крестьянские восстания в конце XVI - начале XVII века
Страница 1

Рост цен, усиление налогового гнета, произвол насилие представителей господствующего класса вызвали растущее недовольство народных низов. Они вылились в мощные антиправительственные восстания. Начиная с 1588 года Анатолия становится ареной многочисленных выступлений в различных районах. С 1595 года она оказалась охваченной серией восстаний, объединенных в мощное крестьянское движение, которое получило в турецких источниках название "джелялийской смуты". www.solidbanking.ru

Положение в анатолийских провинциях значительно осложнялось военными действиями на турецко-иранской границе, которые шли с 70-х годов. В годы войны на плечи крестьян легли дополнительные "чрезвычайные" повинности, связанные с обеспечением действующей армии провиантом и снаряжением. Войска забирали последнее, что оставалось У деревенских жителей. Поэтому не вызывает удивления, что основную массу восставших составляли разорившиеся и безземельные крестьяне.

Ко второй половине XVI века османские города были не в состоянии поглотить все высвобожденное сельское население. Это объяснялось экономической развитостью города, процветанием ручного труда и кустарного производства, незначительностью спроса. Некоторая часть сельской молодежи заполнила медресе, влилась в ряды янычар. Спецификой турецких городов XVI - XVII веков стал резкий рост городского люмпена. Для решения проблемы "лишни людей" правительство попыталось привлечь их к участию в военных походах в рядах стрельцов-тюфенкчи. Однако со временем отряды левендов превратились в мощную силу, угрожавшую внутриосманскому спокойствию. Часть левендов расходилась по военным свитам мелких и крупных феодалов, часть же превращалась в разбойников.

Действия отрядов левендов переплетались с крестьянскими выступлениями и волнениями среди учащихся медресе и городского плебса. Руководителями восстаний, как правило, были сипахи, которые использовали народные выступления, чтобы вернуть силой отобранные у них земли. Принимали участие в антиправительственных выступлениях и отдельные провинциальные наместники-сепаратисты.

Особенно острая ситуация сложилась в 1596 году, когда недовольство действиями султанских властей охватило значительную часть Малой Азии, Северный Ирак и Сирию. Толчком к открытому выступлению послужила ревизия сипахийского ополчения, когда около 30 тыс. тимариотов были обвинены в дезертирстве во время войны с Австрией и лишены своих ленов. Братья Кара Языджи и Дели Хасан использовали антифеодальные настроения крестьянства, которое протестовало против налогов, взяточничества и произвола чиновников и откупщиков. Отряды повстанцев установили свой контроль за Восточной Анатолией. Кара Языджи стал во главе 20 - 30-тысячной армии, начал рассылать свои указы, назначать на административные и духовные должности своих сторонников, самостоятельно собирать налоги на содержание своего войска. В 1600 году он объявил себя султаном и отказался повиноваться стамбульскому двору. Многие представители местной знати примкнули к нему, надеясь сохранить таким образом свои посты и имущество.

В 1602 году после смерти Кара Языджи руководство перешло к Дели Хасану, который объединился с другими повстанческими властями. Войско овладело Токатом и осадило Кайсери. Султанские власти пошли на переговоры с сипахи, и низшие и средние их слои перешли на сторону султана. Это значительно дезорганизовало восставших, тем более, что сам Дели Хасан в обмен на обещание сделать его пашой Боснии сложил оружие и прекратил борьбу. Воспользовавшись этим, султанские войска сумели в 1605 году разгромить "джеляли". Дели Хасан был казнен.

Страницы: 1 2


Стоглав.
Реформы середины века затронули и русскую православную церковь. К тому времени церковь не была строго унифицированной организацией. Существовали различия в составе святых, которым поклонялись в разных местах страны, не было строго порядка в исполнении церковных обрядов, не было четкого управления. Еще с XV в. распространились еретически ...

Крещение Руси «Культурный переворот»
Повесть временных лет гласит «В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?". Они же ответили: "Веруем Богу, и учит нас Магомет » но отверг их предложение, так как н ...

Меры веса,
О мерах веса Русского централизованного государства имеются подробные сведения в «Торговой книге». Основной весовой единицей, с которой сравниваются все другие, по «Торговой книге» является пуд. Более крупными единицами служат ласт, равный 72 пудам, вощаная четверть, равная 12 пудам, и берковец, равный 10 пудам. Следует сказать, что две ...