Материалы » Упадок Османской империи » Народные восстания в Малой Азии в первой половине XVI века

Народные восстания в Малой Азии в первой половине XVI века
Страница 1

В первой половине XVI

века в разных местах Малой Азии произошли крупные народные восстания, явившиеся результатом социальных противоречий. Бесконечные войны вели к непомерному росту налогов, разорению крестьянства, разрушению экономических связей. Все это вело к нарастанию народного недовольства в Малой Азии. www.cleverbanks.ru

Во многом восстания первой трети XVI

века напоминают восстания Баба Исхана 1239 года и шейха Бедреддина Симави в 1416 году. В тех и других сильно было влияние шиитских идей секты казыдбашей. Их предводители часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропагандировали тезис о грядущем явлении "скрытого ислама" - Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы завоевать доверие народа Эти идеи жили в широких слоях крестьянского населения, несмотря на то, что восстания, проходившие под флагом этих идей, жестоко подавлялись. Распространителями таких идей были дервиши разных толков, из них большим влиянием пользовались шиитствующие дервиши, духовные центры которых находились в Иране. Одним из самых первых было восстание, вспыхнувшее в 1508 году, которое возглавил дервиш Нуреддин (Нур Али Халифа). Он получил титул халифа от шейха ордена, центром которого был г. Ардебиль (Южный Азербайджан). Ардебиль являлся священным городом для анатолийских шиитов. Титул халифа уполномочил действовать Нур Али от имени шейха, что очень подняло его авторитет в глазах единомышленников.

Восстание, руководимое Нур Али Халифой, началось в районе Токата. Вокруг Нур Али собралось около 3 - 4 тыс. шиитов, или, как их называли в Турции, казыл-башей, т.е. красноголовых. Они получили в народе это название за свои головные уборы - чалму, украшенную 12 пурпурными полосками (свидетельство почитания 12 шиитских имамов). Восставшие разгромили посланный против них 3 - 4-тысячный отряд, затем захватили город. Там, в мечети, Нур Али прочитал хутбу на имя шаха Исмаила. Это означало, что они признали его своим главой.

К Нур Али присоединились части крупных племен: афшар, варсак, караманлы, тургутлу, бозоклу, текеди, хамитэди. Нур Али стал действовать активнее. Против него было брошено войско бейлербея Амасьи, но ему не удалось подавить восстание. Оно продолжалось несколько лет и было подавлено лишь с Ултаном Селимом I.

Рис. 1. Султан раздает милостыню народу. XVI-XVII вв.

В то время как в северной части центральной Анатолии вспыхнуло восстание во главе с Нур Али Халивой, на отдалении от него, в районе Антальи и смежных районах, в юго-западной Анатолии, в апреле 1511 года началось еще более крупное восстание. Во главе его стоял Карабыйиклы Хасан-ха-лиф - выходец из туркменского племени текелю, называвший себя Шахкулу Баба Текели ("раб шаха Исмаила). В турецких источниках он полу-ил прозвище Шайтанкулу, т.е. "раб дьявола".

Отец Шахкулу, Хасан-халиф, еще в 80-х годах XV века вербовал единомышленников и приобрел своим аскетизмом и благочестием в массах населения вокруг Антальи широкую популярность. Таким образом, Шахкулу и его отец не были случайными людьми, а подготавливали выступление несколько лет. Удобный момент наступил с началом борьбы за престол между сыновьями Баязида II.

Рис. 2. Невольник-гребец на галере.

Первоначально, в апреле 1511 года, у Шахкулу было около 10 тыс. сторонников. Основными лозунгами восставших было освобождение от обременительных налогов и прекращение произвола султанских властей. Располагая таким большим войском, он двинулся на Кютахью, бывшую тогда центром бейлербейства Анатолии. Победа над войсками бейлербея привлекла к нему новых сторонников из крестьян. Вместе с тем к нему присоединились и некоторые обиженные Стамбулом тимариоты. В результате число участников восстания достигло 20 тыс. человек. Войско восставших продолжало двигаться к Кютахьи. Одержав вторую крупную победу над бейлербеем, Шахкула хотел склонить город к капитуляции. Но он не добился своей цели. Восставшие подожгли и опустошили окрестности Кютахью, а затем начали движение на Бурсу и распространились вплоть до южных берегов Мраморного моря. Султан приказал великому визирю Хадым Алипаше выступить во главе войска против восставших. Перед объединенным войском великого визиря и наместника Амасьи Шахкулу был вынужден отступить, он был настигнут у реки Текчай, между Кайсери Сивасом. Войско восставших сильно уменьшись, приставшие к нему тимариоты бросили его, часть восставших рассеялась.

Страницы: 1 2 3


Модель брака и брачность. Общая характеристика социальной и демографической ситуации
Как и большинство западноевропейских государств, Франция возникла на обломках империи Карла Великого. Отдаленное от нас более чем тысячелетием, это время плохо освещено дошедшими до нас источниками. Тем не менее ни один исследователь, стремящийся дать сколько-нибудь цельную картину французской истории, не может обойтись без характеристи ...

СССР в годы застоя (1964-1985 гг.)
Падение Хрущева. Реформа 1965 г. и её провал Экономика дефицита. - Стагнационные процессы в социальной и политической сферах. - Формирование духовной оппозиции - диссидентского движения. - Внешняя политика, разрядка и возврат к напряжённости. Падение Хрущева. Реформа 1965 г. и её провал. Экономика дефицита Авторитет Хрущева был подорв ...

Складывание государства арабов. Начальные стадии государственности халифата
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии – ислама. Политическое д ...