ЗаключениеСтраница 2
4. Внутрисемейные связи еще не вполне возобладали над кровнородственными. Возникавшая в результате «разомкнутость» семьи мешала возникновению внутри нее эмоционального климата, способного стимулировать выхаживание больных, немощных или старых. Из-за высокой детской смертности, значительной смертности матерей при родах и краткости жизни взрослых доля бездетных семей не опускалась в каролингское время ниже 20-30%. В результате естественный прирост, видимо, не превышал 0,1% в год. Минимальная для IX в. оценка численности населения Франции (в современных границах) составляла 3-5 млн. человек.
5. Христианская концепция моногамного нерасторжимого брака получает признание во Франции (как и в других западноевропейских странах) лишь в XII—XIII вв. Только в это время брак причисляется к основным христианским таинствам. В процедуру бракосочетания включается и церковное благословение. Однако для большинства современников церковная трактовка понятий «брак» и «жена» еще долгое время остается достаточно чуждой. Невозможность сочетать церковный брак с другими формами супружеских союзов или тем более нерасторжимость церковного брака казались не только непривычными, но и неоправданными.
6. В период подъема французского феодализма — в XI-XIII вв.— ситуация изменяется к лучшему. Брачность остается весьма высокой, в частности, в связи с тем, что наряду с распространяющимся церковным браком сохраняются свободные формы супружества. Несмотря на включение брака в число основных христианских таинств, он еще не стал органическим элементом принятой картины мира, не превратился у мирян в непререкаемый внутренний императив.
Примерно с середины XIV в. во Франции начался новый период средневековой истории. Бедствия, связанные с чумой, частыми недородами и войнами, привели к гибели 30—40% населения и обострили внутренний кризис общества. Именно к этому времени относится и перелом в воззрениях на брак. Моногамный христианский брак становится единственной признанной в общественном сознании формой супружества. Все иные его формы, хотя и не исчезают, рассматриваются как отклонения, заслуживающие осуждения.
Резко изменяется отношение к человеческой жизни. В период, когда смерть от болезни или на войне подстерегала всех и каждого, одной из основных ценностей становится здоровье. Сохранение собственного здоровья, выхаживание детей, борьба со старческими недугами занимают все большее место в помыслах людей разного социального и имущественного статуса.
В заключении хотелось бы отметить, что в демографической динамике средневековья можно увидеть не только сухой баланс числа рождений и смертей, но и исполненное внутреннего драматизма борьбу жизни и смерти.
Приложения
Таблица 2.1
Концентрация крестьянского населения в конце
VIII
и в
IX
в.
|
Сеньория |
Число держаний (мансов) по сохран. памятникам |
Численность крестьян-держателей |
Приблизительная доля сеньории, отраженная в сохран. памятниках |
Примерноеобщее число держаний (мансов) в сеньории |
Расчетная численность крестьян-держателей при семейном коэффициенте 3 (для сеньорий, где нет соответствующих данных) |
|
Сен-Жерменское аббатство (Иль-де-Франс) |
1683 |
10026 на 1646 мансах |
2/3 |
2200 |
10026 |
|
Реймсский монастырь св. Ремигия (Шампань) |
693 |
2042 на мансах |
1 |
693 |
2042 |
|
Аббатство Монтье-ан-дер (Лотарингия) |
733 |
? |
1 |
733 |
2199 |
|
Сен-Бертенское аббатство (Пикардия) |
319 |
1154 на 165 мансах |
2/3 |
450 |
1154 |
|
Монастырь св. Вандрия (Нормандия) |
4264 |
? |
1 |
4264 |
12792 |
|
Монастырь Сен-Рикье (Пикардия) |
2500 |
? |
1 |
2500 |
7500 |
|
Аббатство д'Авенсй (Шампань) |
1150 |
? |
1 |
1500 |
4500 |
|
Монастырь Сен-Клод (Лотарингия) |
857 |
? |
1 |
857 |
2571 |
|
Сен-Викторская церковь (Прованс) |
267 колоник |
1027 крестьян |
? |
? |
? |
Реформа политической системы
В 1985—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е—начале 50-х годов граждан. ...
Язычество.
При племенной жизни главное «божество» – само племя; поэтому боги и религиозные представления занимали сравнительно небольшое место в жизни кочевников. Арабы считали, что богов существует много. Чаще всего боги «жили» на определенной территории, во всяком случае их могущество в пределах своих владений проявлялось с наибольшей полнотой. ...
Антибольшевистские правительства России
Белое движение сформировалось в ноябре 1917 г., когда бывший начальник штаба императора генерал М.В.Алексеев начал формировать в Новочеркасске Добровольческую армию. Для управления подчиненной территорией сформирован административный орган – Особое совещание.
После смерти Алексеева в 1918 г. главнокомандующим ДА и председателем ОС стал ...

