Заключение
Страница 2

4. Внутрисемейные связи еще не вполне возобладали над кровнородственными. Возникавшая в результате «разомкнутость» семьи мешала возникновению внутри нее эмоционального климата, способного стимулировать выхаживание больных, немощных или старых. Из-за высокой детской смертности, значительной смертности матерей при родах и краткости жизни взрослых доля бездетных семей не опускалась в каролингское время ниже 20-30%. В результате естественный прирост, видимо, не превышал 0,1% в год. Минимальная для IX в. оценка численности населения Франции (в современных границах) составляла 3-5 млн. человек.

5. Христианская концепция моногамного нерасторжимого брака получает признание во Франции (как и в других западноевропейских странах) лишь в XII—XIII вв. Только в это время брак причисляется к основным христианским таинствам. В процедуру бракосочетания включается и церковное благословение. Однако для большинства современников церковная трактовка понятий «брак» и «жена» еще долгое время остается достаточно чуждой. Невозможность сочетать церковный брак с другими формами супружеских союзов или тем более нерасторжимость церковного брака казались не только непривычными, но и неоправданными.

6. В период подъема французского феодализма — в XI-XIII вв.— ситуация изменяется к лучшему. Брачность остается весьма высокой, в частности, в связи с тем, что наряду с распространяющимся церковным браком сохраняются свободные формы супружества. Несмотря на включение брака в число основных христианских таинств, он еще не стал органическим элементом принятой картины мира, не превратился у мирян в непререкаемый внутренний императив.

Примерно с середины XIV в. во Франции начался новый период средневековой истории. Бедствия, связанные с чумой, частыми недородами и войнами, привели к гибели 30—40% населения и обострили внутренний кризис общества. Именно к этому времени относится и перелом в воззрениях на брак. Моногамный христианский брак становится единственной признанной в общественном сознании формой супружества. Все иные его формы, хотя и не исчезают, рассматриваются как отклонения, заслуживающие осуждения.

Резко изменяется отношение к человеческой жизни. В период, когда смерть от болезни или на войне подстерегала всех и каждого, одной из основных ценностей становится здоровье. Сохранение собственного здоровья, выхаживание детей, борьба со старческими недугами занимают все большее место в помыслах людей разного социального и имущественного статуса.

В заключении хотелось бы отметить, что в демографической динамике средневековья можно увидеть не только сухой баланс числа рождений и смертей, но и исполненное внутреннего драматизма борьбу жизни и смерти.

Приложения

Таблица 2.1

Концентрация крестьянского населения в конце

VIII

и в

IX

в.

Сеньория

Число держаний (мансов) по сохран. памятникам

Численность крестьян-держателей

Приблизительная доля сеньории, отраженная в сохран. памятниках

Примерноеобщее число держаний (мансов) в сеньории

Расчетная численность крестьян-держателей при семейном коэффициенте 3 (для сеньорий, где нет соответствующих данных)

Сен-Жерменское аббатство (Иль-де-Франс)

1683

10026 на 1646 мансах

2/3

2200

10026

Реймсский монастырь св. Ремигия (Шампань)

693

2042 на мансах

1

693

2042

Аббатство Монтье-ан-дер (Лотарингия)

733

?

1

733

2199

Сен-Бертенское аббатство (Пикардия)

319

1154 на 165 мансах

2/3

450

1154

Монастырь св. Вандрия (Нормандия)

4264

?

1

4264

12792

Монастырь Сен-Рикье (Пикардия)

2500

?

1

2500

7500

Аббатство д'Авенсй (Шампань)

1150

?

1

1500

4500

Монастырь Сен-Клод (Лотарингия)

857

?

1

857

2571

Сен-Викторская церковь (Прованс)

267 колоник

1027 крестьян

?

?

?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Начало покорения Сибири.
Земля за Уралом была известна русским людям давно. Еще во времена Киевской Руси новгородцы промышляли по берегам Ледовитого океана на севере Западной Сибири. Эти места они называли Югорской землей. В ХIII в. Новгород даже подчинил своей власти эту землю. В процессе распада Золотой Орды в Западной Сибири в 20-х годах XV в. образовалось ф ...

Правление Ярослава Мудрого.
После смерти Владимира в 1015 г. началась усобица между сыновьями. Её начал старший в роду - приёмный сын Святополк /его отцом был Ярополок, а матерью - Рогнеда/, которого Владимир не любил. Убив братьев Бориса, Глеба и Святослава, Святополк утвердился в Киеве, получив прозвище "Окаянного". Следующий за ним по старшинству 28-л ...

Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века.
На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США. В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который пр ...