Лжедмитрий I.

Тяжелое положение России было использовано против нее давним противником - Речью Посполитой. Для этого представился удобный повод. В 1602 г. в Польше появился человек, который выдал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Это был беглый монах Григорий Отрепьев. Он происходил из мелких дворян г. Галича Костромского. В Москве был холопом Романовых, затем Черкасских, постригся в монахи, служил при патриархе книгописцем. Познакомился с придворными историями, стал намекать о своем необычном происхождении, за что был сослан в окраинный монастырь, откуда бежал в Польшу. Там самозванец заручился поддержкой польского короля Сигизмунда Ш и представителя римского папы.

В октябре 1604 г. отряд польских добровольцев - шляхтичей во главе с Лжедмитрием появился на юго-западной границе России, в Северской Украине. К тому времени здесь собралось много беглых крестьян и холопов, а также запорожских казаков. Они примкнули к войску "настоящего" царя, который призывал идти на Москву, чтобы расправиться с боярами - "кровопийцами" и "похитителем престола" царем Борисом. Несмотря на поражение в январе 1605 г. под Добрыничами, армия Лжедмитрия вновь быстро выросла, а на юго-западной территории от Днепра до Оки в движение пришла масса обездоленных людей. В апреле войско Лжедмитрия и царская армия сошлись под Кромами /под Орлом/. Во время осады этой крепости из Москвы пришло известие о скоропостижной смерти 13 апреля Бориса Годунова. Царские воеводы были деморализованы и армия быстро развалилась. На сторону самозванца перешли воеводы В.В. и И.В. Голицины, М. Г. Салтыков, П. Ф. Басманов. Путь на Москву был открыт.

В столице, тем временем, бояре натравили на Годуновых озлобленных посадских людей. Сына Бориса Годунова, малолетнего царя Федора, и дочь Марию задушили, сестру Ксению постригли в монахини. Патриарха Иова чуть позже свели с престола и сослали в Старицкий монастырь.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно въехал в Москву, был публично признан "матерью" Марией Нагой и вступил на царский престол. Началось недолгое его правление. Лжедмитрий старался снискать в народе славу справедливого царя. Хорошо понимая, что у него мало шансов удержаться на троне, новый царь начал проводить в сущности авантюристическую политику. Полумерами он пытался удовлетворить требования самых разных слоев населения и польских наемников.

Расправившись с помощью Лжедмитрия с Годуновыми, московские бояре потеряли вскоре всякий интерес к нему. Также поступает и польский король Сигизмунд III, он начинает задумываться о том, чтобы сделать русским царем своего сына Владислава. Рядовые же москвичи очень быстро озлобились против польских шляхтичей, которые вели себя в столице как оккупанты. В результате, во время свадьбы Лжедмитрия на польской шляхтичке Марине Мнишек, 17 мая 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание горожан, подстрекаемое боярами во главе с В. И. Шуйским. Самозванец был убит.


От первобытности – к цивилизации
Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. ...

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва
Укрепление во второй половине XVIII века абсолютистско-феодального государства в России сопровождалось усилением крепостничества. За счёт пожалования дворянам земли вместе с населявшими её крестьянами расширяется дворянское землевладение. Крепостное право растёт не только вширь, но и вглубь, по линии ужесточения. В 60-х годах помещики п ...

Формирование духовной оппозиции - диссидентского движения
Застойные явления, охватившие общество, сопровождались кризисом доверия к власти, крушением официальных идеалов, нравственной деформацией. 50-60-е годы дали импульс духовному очищению, разрушая культовый стереотип массового мышления. В период хрущевской «оттепели» общественное сознание переживало серьезную перестройку, произошло крушени ...