Смутное время » За 14 лет до Смуты

За 14 лет до Смуты
Страница 2

В первую же ночь после смерти Ивана IV в Москве вспыхнул мятеж. Причиной мог послужить царевич Димитрий – малолетний сын Марии Нагой, последней супруги Ивана Грозного. Дело в том, что помимо прямого наследника – Федора – на престол мог претендовать и Димитрий. В боярском окружении нашелся человек, готовый поддержать кандидатуру незаконнорожденного царевича. Этим человеком был Богдан Бельский. Фаворит Ивана Грозного, человек решительный, в апреле 1584 года Бельский делает попытку государственного переворота. Со своими стрельцами он занимает Кремль, наследником престола объявляет Димитрия, а себя – единоличным регентом при малолетнем царевиче. Но народ, услышав про заговор в Кремле, устремился под его стены. Люди требовали предоставить им живого Федора. Не найдя поддержки со стороны, Бельский вынужден был отступить. А что бы народное волнение не переросло во что-то большее, бояре присягнули Федору.

Попытка заговора и переворота была наказана довольно мягко по тем временам. Бельского сослали воеводой в Нижний Новгород, а Димитрия и его мать Марию Нагую, в сопровождении многочисленной родни отправили в Ярославскую область, в город Углич. Город этот назначили молодому царевичу в удел.

Тем временем, что бы укрепить права нового царя был созван Земский Собор. По свидетельствам летописцев, видные представители всех областей "слезно" умоляли Федора быть царем и венчаться на царство. После не долгих размышлений Федор согласился. Коронование Федора было великолепно, изумляя свидетелей иностранцев своим блеском и внушая им, бесспорно, преувеличенно представление о богатствах, которые оно обнаруживало. В таких случаях, исполняя обычай страны, выставляли все, какие только имелись, драгоценности, но эта показная пышность только прикрывала мрачную нищету. Федор вступил на престол, а за его спиной бояре ожесточенно боролись за власть.

После отъезда Бельского, во главе совета встал Никита Романович. Однако в августе того же года он заболел, а еще через год умер. В это время взошла звезда Бориса Годунова.

Успех Бориса нельзя объяснить одним лишь родством с царской семьёй. В неустойчивой обстановке первых дней царствования влияние Фёдора на дела управления было ничтожным. Тридцатидвухлетнему Борису помогла прежде всего его политическая изворотливость. Годунов поспешил отвернуться от покровителя, сподвижника и свояка Бельского, как только понял, что дело того проиграно. Большое значение имело для него покровительство земских бояр. А земщина не простила Годунову его опричного прошлого. Чем выше он возносился, тем острее чувствовал непрочность своего положения.

Из регентского совета осталось трое человек. Но только у Бориса была под ногами твердая почва. Родство с царем давало практически неограниченные полномочия, а будучи женатым на дочери Малюты Скуратова, Борис имел авторитет и в миру. Его сестра, царица Ирина, была женщиной умной, решительной, обладала значительным влиянием на супруга, зачастую заменяя его в исполнении верховной власти. При этом Ирина нежно любила брата, всегда и во всем поддерживала его. Поэтому Борис фактически управлял государством, сведя на нет роль совета. И совет не оставался в ответе. Против Годунова объединились знатные семейства – Мстиславские, Воротынские, Головины, Шуйские. Однако Борис не сидел, сложа руки. Решительными действиями он убирал с дороги один род за другим. Мстиславские задумали покушение на жизнь Бориса, решив его отравить на пиру у Ивана Федоровича. Но заговор провалился, и в 1585 году Иван Федорович исчезает со сцены: его заточили в монастырь, насильно постригли в иноки под именем Иосифа. Вскоре он скончался. Итак, Борис Годунов и Иван Шуйский остались один на один…

Страницы: 1 2 3


От первобытности – к цивилизации
Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. ...

Общественная мысль в России 30-50-х гг. XIX века
Консервативная мысл - теория С.С. Уварова "официальной народности", целью которой являлось: "Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение, от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах разумное уваже ...

Реформы патриарха Никона и раскол русской православной церкви
Усиливающееся самодержавие столкнулось с притязаниями церкви на приоритет духовной власти перед светской. Русская православная церковь и прежде находилась в зависимости от государства. Однако становление абсолютизма требовало дальнейшего подчинения ему церкви. В 40-х гг. вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок &quo ...