Смутное время » За 14 лет до Смуты

За 14 лет до Смуты
Страница 1

"Богатырю следовало бы принять тяжкое наследие Грозного, а наследником оказался звонарь". Говорят, сам Иван IV наделял этим прозвищем младшего из своих сыновей – Федора. Не то что бы слабоумный, но совершенно "мягкотелый" человек принял бразды правления. Россия, истощенная войнами, опричниной, нуждалась в отдыхе. Федор дал стране эту необходимую передышку, но лишь для того, что бы вновь подвергнуть Россию испытаниям.

Личность Федора довольно интересна. Иностранные авторы – Флетчер, Пирсон и Маржерет – донесли до нас "распорядок дня" нового правителя: "Молодой государь обыкновенно вставал в четыре часа утра. Покончив с одеванием, он посылал за духовником; духовник являлся с большим крестом и, коснувшись им лба и щек государя, подносил крест к устам для целования. За ним следовал дьякон с иконой святого <…> Федор сейчас же становился на молитву перед принесенной иконой. Четверть часа царь усердно и истово клал земные поклоны. На это время духовник уходил и возвращался с чашей святой воды и кропилом. <…> Совершив эту первую утреннюю молитву, царь посылал справиться о здоровье царицы, как почивала? <…> Получив ответ посланного, царь шел навстречу государыне и приводил с ней некоторое время. Затем они отправлялись вдвоем в свою домовую церковь к заутрени, которая длилась около часа. По возращении царь отправлялся один в приемную палату и, сидя в большом кресле, принимал тех придворных бояр, кого считал достойными этой милости. Около девяти часов он отпускал своих приближенных. Пора звонить к обедне. Царь сам исполнял эту обязанность, а так как обедню служили в одном из кремлевских храмов со всем сложным чином по обрядам греческой церкви, то эта ежедневная служба занимала царя еще часа на два. На самом деле, по крайней мере у окружающих царя, время уходило не на одну молитву. В эти часы церковь служила палатой совета, под звуки бесконечных песнопений думные бояре заводили шумные мирские споры, замолкая по временам, когда справлялись о мнении своего государя. Но у государя своего мнения никогда не было; он выслушивал, блаженно улыбался и, не говоря ни слова, продолжал перебирать четки. По окончании этого второго богослужения, царь возвращался во дворец обедать. Обед подавался к одиннадцати часам весьма торжественно. После обеда государь почивал три часа, а затем опять шел в церковь к вечерне. Остальные часы до ужина посвящались вполне заслуженному отдыху. Ирина проводила это время вместе с супругом, и оба они развлекались разными забавами, обыкновенно балагурством карликов и шутов. Иногда, впрочем, государь удостаивал своим вниманием работы своих золотых и серебряных дел мастеров и иконописцев. После ужина он снова молился со своим духовником и получал его благословение на сон грядущий. Только по воскресеньям да по большим праздникам изменялось это распределение дня".

Умирая, Иван Грозный оставил так называемую "пентархию" – регентский совет при Федоре. В него вошли пять приближенных царя: Иван Федорович Мстиславский, Иван Петрович Шуйский, Богдан Яковлевич Бельский, Николай Романович Захарьин-Юрьев. Последнее место занял шурин Федора – Борис Федорович Годунов. Зная, что Федор неспособен самостоятельно управлять страной, Иван IV возложил эту миссию на совет. Сам же Федор покорно исполнял волю вспомогательного правительства.

Страницы: 1 2 3


Обычаи арабов средневековья
У кочевников веками и тысячелетиями сохранялся почти без изменений племенной строй. Племена делились на семьи и группы семей – кланы (роды). Глава самого многочисленного и могущественного клана являлся обычно и главой племени – шейхом.Власть шейха основывалась на его авторитете, а все сколько-нибудь существенные вопросы решал он совмест ...

Тува в начале ХХ века
Давно замечено, что география и местоположение территории имеют немаловажное значение для исторических судеб государств и народов. [15, С. 7] ...

Законы Августа
Продолжительные гражданские войны расшатали не только государственное правление, они оказали отрицательное воздействие и на культ фамилии: сражавшиеся с обеих сторон привлекали к своей борьбе рабов, рабы – отпущенники, которые доносили на своих господ и патрона, получали во время проскрипций награды от представителей противоположного ла ...