Торговля продукцией земледелия и скотоводства. Политика государства в сфере
сельского хозяйстваСтраница 5
Зато власти активно проводили фискальную политику. Подати и повинности крестьян делились на две категории: 1) денежные казенные платежи, 2) местные, денежные платежи («мирские сборы») и натуральные повинности. В начале 1890-х гг. сумма различных повинностей, натуральных и денежных, крестьян губернии составляла 1,1 млн. рублей [27, с. 234]. Размер недоимок по ним превосходил годовой оклад повинностей [27, с. 243]. Тяжесть податей подтверждали и официальные исследования: «обложение крестьян … достигло своего предела, и при настоящем положении крестьянского хозяйства, упадок которого констатирован достаточно компетентными лицами, дальнейшее увеличение платежей, лежащих на населении, едва ли возможно без дальнейшего падения крестьянских хозяйств» [27, с. 236].
Местные власти в большей степени уделяли внимание сельскому хозяйству. Они организовывали хлебные магазины, регулировали хлебную торговлю во избежание роста цен из-за деятельности скупщиков, пытались ограничить распространение винокурения. Но далеко не все меры были действенны, к злоупотреблениям буржуазии прибавлялось и злоупотребление чиновников. Власти достаточно часто практиковали телесные наказания крестьян, не уплативших податей в срок [31, с. 217-218].
Таким образом, в середине XIX в. крестьянские хозяйства Енисейской губернии имели достаточно широкие рынки сбыта своей продукции, прежде всего, хлеба. Продукция скотоводства также поставлялась на рынок, но ее сбыт был менее стабильным, и отрасль была менее доходна, чем земледелие. Большую роль в торговле играли скупщики, которые устанавливали контроль над мелкими производителями. Основные торговые операции проводились на ярмарках, которые позволяли приобрести не только местные, но и привозные товары. Но ярмарок было достаточно мало, и их обороты были гораздо ниже, чем в европейской части страны. Ярмарочная торговля отражала зависимость Енисейской губернии от более развитых районов: торговый баланс для губернии был отрицательный, т.е. покупали меньше, чем продавали. Другая форма торговли – базарная – имела, как правило, лишь местное значение. Рост податей и повинностей заставлял крестьян активнее вступать в рыночные отношения, но слабо развитый рынок не стимулировал хлебное производство Енисейской губернии, и земледелие продолжало быть экстенсивным.
В 1860-е гг. начинается упадок золотопромышленности, и капиталы из этой отрасли переводятся в другие, зачастую, за границы губернии. Это негативно влияет на сельскохозяйственное производство и торговлю. Потеряв такой рынок как прииски, производители хлеба не получают доступа на новый, и их покупательная способность уменьшается. Торговые обороты ярмарок и базаров снижаются по двум причинам: во-первых, золотопромышленники значительно сокращают закупки, и, во-вторых, что является следствием первого, население губернии испытывает недостаток свободных средств, которые бы можно было потратить на приобретение товаров.
В этой ситуации правительство не предпринимало каких-либо мер по поддержке местной торговли. Проводя политику, выгодную буржуазии центра страны, кабинет министров посредством податной системы выкачивал средства из сельского хозяйства губернии, что усугубляло положение крестьянства в период кризиса сельского хозяйства.
Причины неудачи аграрной реформы.
Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть ав ...
Региональное управление в XVII веке, присоединение новых территорий
В Сибири создавалась новая администрация: в крупные города из Москвы назначались воеводы. Освоение Сибири началось в конце 16 века после разгрома Ермаком войска Сибирского ханства в районе Тюмени. В глубь Сибири по водным путям продвигались отряды частных предпринимателей, занимающихся торговлей с народами Сибири и Китая. В крупных торг ...
Государственное и муниципальное управление в СССР в 1980-е годы
Все изменения шли по линии увеличения числа общесоюзных и союзно-республиканских министерств, укрепления бюрократического аппарата. Количество министерств возросло до 160, а общая численность управленцев достигла 18 млн. человек. В результате система государственного управления в СССР к началу 80-х гг. оказалась в состоянии глубокого кр ...