Материалы » Средневековая цивилизация арабов » Складывание государства арабов. Начальные стадии государственности халифата

Складывание государства арабов. Начальные стадии государственности халифата
Страница 3

Важнейшим источником Шариата считается Коран – священная книга мусульман, составление которой приписывается Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аятов). Лишь около 500 стихов содержат предписания, причисленные к шариату. И лишь 80 из них можно рассматривать как правовые. Вторым обязательным для всех мусульман источником права была сунна («священное придание»), состоявшая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Несмотря на обработку хадисов, сунна содержала много противоречащих друг другу положений, а выбор наиболее «достоверного» из них всецело зависел от усмотрения судий.

Третье место в иерархии мусульманского права занимала иджма («общее согласие мусульманской общины»). На практике иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или позднее наиболее влиятельными мусульманскими теологами – правоведами.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс – решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. Кияс, таким образом, не только позволял урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал в ряде случаев освобождению шариата от теологического налета. Но в руках феодальных мусульманских судей кияс часто становился инструментом откровенного произвола.

В качестве дополнительного источника шариат допускал местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам.

Наконец, источниками права в Арабском Халифате, считались производные от шариата, указы и распоряжения халифов – фирманы. В более поздних мусульманских государствах (Османская империя и т.д.) с развитием законодательства в качестве источников права стали государственные законы – кануны / Жидков, 1997, с. 486/.

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского Халифата. После его падения мусульманское право не потеряло свое былое значение.

Страницы: 1 2 3 


Россия во второй четверти XVIII века. Дворцовые перевороты
Вопросы: 1. Причины дворцовых переворотов 2. Россия во второй четверти XVIII века «Эпохой дворцовых переворотов» называется период в истории России второй четверти XVIII века, с 1725 по 1762 гг. В эти годы политику государства определяли отдельные группировки дворцовой знати. Они боролись между собой за власть, активно вмешивались в ...

Функции исторического познания
История выполняет несколько социально значимых функций: Первая функция — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. Вторая функция — практически-политическа ...

Муниципальное управление в России, заложенное при Екатерине II
Региональное управление было реформировано в 1775 г., основной его чертой стало увеличение числа губерний, размер которых стал зависеть от числа жителей. Указ о новых губерниях был подписан Екатериной в 1775 г., вскоре после подавления пугачевского восстания. Цель указа – укрепление местной администрации за счет уменьшения подконтрольн ...