Новгородская земля.
На огромных пространствах Новгородской земли, населённых славянами и финно-угорскими племенами, могли бы с успехом уместиться несколько европейских государств. С 882 г. по 1136 г. Новгород - "северный страж Руси" - управлялся из Киева и принимал в качестве наместников старших сыновей киевского князя. В 1136 г. новгородцы изгнали из города Всеволода /внука Мономаха/ и с тех пор стали приглашать князя откуда хотели, а неугодного изгоняли /знаменитый новгородский принцип " вольности в князьях"/. Новгород стал независимым.
Здесь сложилась особая форма государственного устройства, которую историки называют боярской республикой. Этот порядок имел давние традиции. Ещё в киевский период далекий Новгород, имел особые политические права. В Х1 в. здесь уже выбирали посадника, а Ярослав Мудрый в обмен на поддержку новгородцев в борьбе за Киев согласился на неподсудность бояр князю.
Новгородское боярство происходило от местной родоплеменной знати. Оно разбогатело на дележе государственных доходов, торговле и ростовщичестве, а с конца Х1 в. начало обзаводиться вотчинами. Боярское землевладение в Новгороде было намного сильнее княжеского. Хотя новгородцы не раз пытались "выкормить" себе князя, своя княжеская династия там так и не сложилась. Старшие сыновья великих князей, сидевшие здесь наместниками, после смерти отца стремились на киевский престол.
Располагаясь на малоплодородных землях вдоль знаменитого пути "из варяг в греки", Новгород развивался, прежде всего, как ремесленный и торговый центр. Особенно высокого уровня достигли металлообработка, обработка дерева, гончарное дело, ткачество, кожевенное производство, ювелирное дело, пушной промысел. Оживлённая торговля шла не только с русскими землями, но и с зарубежными странами Запада и Востока, откуда привозили сукна, вина, поделочный камень, цветные и драгоценные металлы.
В обмен отправляли пушнину, мёд, воск, кожи. В Новгороде существовали торговые дворы, основанные голландскими и ганзейскими купцами. Важнейшим торговым партнёром стал самый крупный среди городов Ганзы- Любек.
Высшим органом власти в Новгороде было собрание свободных владельцев дворов и усадеб - вече. Оно принимало решения по вопросам внутренней и внешней политики, приглашало и изгоняло князя, избирало посадника, тысяцкого, архиепископа. Присутствие без права голоса масс городского населения делало вечевые собрания бурными и громкими событиями.
Выборный посадник фактически возглавлял исполнительную власть, вершил суд, контролировал князя. Тысяцкий командовал ополчением, судил по торговым делам, собирал налоги. Архиепископ /"владыка"/, которого до 1156 г. назначал киевский митрополит, тоже потом избирался. Он ведал казной и внешними сношениями. Князь же был не только военноначальником. Он был еще третейским судьёй, участвовал в переговорах, отвечал за внутренний порядок. Наконец, он был просто одним из атрибутов старины, а в соответствии с традиционализмом средневекового мышления даже временное отсутствие князя считалось явлением ненормальным.
Вечевой строй был формой феодальной "демократии". Иллюзия народовластия создавалась вокруг фактической власти бояр и так называемых "300 золотых поясов".
Юридическое оформление российской государственности в конце 15 века
Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, южные и юго-западные земли бывшего древнерусского государства были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью. Монголо-татарское нашествие и Золотоордынское ...
Великая Отечественная Война. Начало
В ночь на 22 июня руководство Наркомата Обороны бодрствовало. Телефоны в кабинете Жукова работали непрерывно, поток тревожных сообщений нарастал. Обстановка разъяснилась после трех часов утра - немецкая авиация обрушилась на наши аэродромы, посыпались бомбы и на приграничные города. После 4-х часов с минутами поступили донесения - по ...
Династия Омейядов
Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661 – 750), но некоторые ее основы были заложены раньше. Это касалось в первую очередь слияния воедино религиозной и светской власти. Сам Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальней ...