Материалы » Средневековая цивилизация арабов » Ислам и его влияние на образ жизни мусульман

Ислам и его влияние на образ жизни мусульман
Страница 2

Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой – если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хадж паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба – небольшое здание, в юго-западной угол которого вмурован «черный камень» (издревле хранящийся тут метеорит) – по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Паломничество совершается в месяце зу – ль – хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Хаджж завершается праздником ид аль – адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджя является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.

Пятой обязанностью мусульманина является закят обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманин предписывается еще и садака – добровольные пожертвования и милостыня.

На самом деле все эти социально – экономически регуляторы справедливости внутри исламской общины самого начала были и остались благими пожеланиями Закят быстро стал обычным государственным налогов садака шла на нужды религиозного культа, запреты в ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника.

Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама – Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире /Ислам, краткий справочник, 1983, с. 37/.

Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная аль – Ашари (10в). В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как «мусульманское каноническое право». Эти системы теоретических и практических принципов шариата праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье, брак.

С 6 – 7 вв. и по сей день концепция шариата – пути к богу через выполнение всех правил Закона – уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.

Страницы: 1 2 3 4


Коллективизация сельского хозяйства
К середине 20-х годов объективный ход социально-экономического развития, прежде всего индустриализация страны, остро поставила проблему подъема сельскохозяйственного производства и его реорганизации. С 1928 г. началось систематическое использование чрезвычайных, внеэкономических мер, в их числе: конфискации хлебных излишков, запрещение ...

Этапы первой русской революции (1905-1907 гг.)
Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.). В своем развитии она прошла несколько этапов. Прологом революции явились события в Петербурге - всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. Была создана организация «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г. А. Гапона. Устав став ...

Расследования. Интерпретации отечественных и зарубежных историков
Утром 17 июля власти объявили, что в ночь царь, вся его семья и люди свиты расстреляны. Это известие в самом Екатеринбурге было встречено с откровенным недоверием. Ведь действительно непонятно, по каким же причинам власти не посчитали нужным предупредить о предстоящей казни рабочие комитеты, предложить им направить своих представителей ...