Историография и источниковедениеСтраница 1
Смысл истории состоит именно в ее достоверности, и всякая ее повествовательная конкретизация лишь тогда является исторической, когда представляет собой критическое осмысление документа, основанное на интуиции, размышлении, сознании, самосознании и т. п.; в противном случае история как наука не обладает упомянутой достоверностью и не имеет права на существование. www.musictext.net
Именно поэтому, введено такое понятие как «историография».
«История исторической науки» (историография) уже утвердилась как одна из заметных отраслей исторической науки. Выявились основные типы историографических фактов и задачи их изучения и — соответственно — основные виды и разновидности историографических источников. Главными историографическими источниками признаются печатные труды историков, выдающиеся памятники общественно-исторической мысли. Именно к таким материалам в первую очередь обращаются во время занятий историографией в высшей школе; выработаны и проверены практикой приемы изучения таких историографических источников.
Историки исторической науки изучают историю накопления исторических знаний, развития исторической мысли и методики исследования, историю создания исторических трудов и биографии ученых, влияние явлений общественно-политической жизни на творчество историков и воздействие исторической мысли на общественное сознание, историю научных учреждений, организации исторического образования и распространения исторических знаний. С углублением специальных историографических исследований, с расширением проблематики историографических изысканий привлекается все более широкий комплекс историографических фактов. Наблюдается расширение источниковой базы историографических исследований: историки исторической науки обращаются и к многообразным неопубликованным (архивным) материалам традиционного типа и к таким разновидностям источников, которые ранее оказывались вне поля зрения историографа. Усложняются приемы источниковедения историографии, особенно в связи с разработкой проблем, находящихся на стыке наук или науки и литературы, науки и искусства, с использованием методики, принятой в других отраслях знания.
Источниковедение историографии как отрасль исторического источниковедения — это наука об историографических источниках (следовательно, и о закономерностях их происхождения и развития), а также о приемах их выявления, изучения и использования в работе историографа.
Оно возникло из практики. Сначала изучались только письменные исторические источники, и было известно лишь откровенно прикладное источниковедение, причем отнюдь не в сфере собственно научных знаний.
Приемы, выработанные главным образом эмпирическим путем и опробованные долголетней практикой, превратились постепенно в методику исследования письменных источников. И так как основными задачами подобного прикладного источниковедения было определение подлинности документа и степени достоверности, содержащихся в нем сведений, то к этому преимущественно и свелись первоначальные представления о научных приемах источниковедения и его задачах. Интересовались главным образом собственно историко-содержательной (фактологической) стороной понятия «исторический источник» и искали ответа на вопрос, что дает данный источник для познания конкретного исторического факта или фактов, и соответственно источник именно в этой связи становился объектом внешней и внутренней критики. Наблюдения такого рода обобщались, приемы совершенствовались; найдены были логические объяснения этим действиям в их взаимозависимости, введены в обиход соответствующие научные термины.
Уровень же развития исторических знаний определяется не только числом историков и исторических трудов, но и числом их читателей и слушателей, не только накоплением исторических представлений, но и тем, как воспринимает их общество. Следовательно, историография — это и история изучения исторического процесса, и история проникновения знаний об этом в среду тех, для кого создаются исторические труды.
Историография — форма социального сознания; и историограф призван выяснить её «место» в общественной жизни, в развитии науки, культуры.
Именно для этого мы разделяем источники исторического происхождения на типы и подтипы.
Примерная схема типологической классификации источников такова:
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода). К этому классу источников допустимо отнести не только чучела животных, птиц, гербарии, но в данной схеме классификации и самих птиц, животных, растения, т.е. многие естественно-географические источники исторического происхождения.
2. Изобразительные источники. Все изобразительные источники являются одновременно вещественными и могли бы рассматриваться как их подкласс. Но выделение особого типа изобразительных источников — не просто дань привычной практике музейной классификации, а объясняется тем, что они — в отличие от большинства вещественных источников — несут, как правило, дополнительную культурно-историческую информацию, «изображая» иное явление. И именно эта информация воспринимается как основная, а их «вещественность» - как дополнительная.
Предпосылки развития дипломатических качеств Петра
І. Краткая биография Петра І
Существует мнение, что бурное детство было причиной всех дальнейших резкостей в поведении Петра и вызвало в нем жгучее озлобление против старины, стоявшей помехой на его дороге. Сам Петр иногда с горечью отзывался о своих детских годах.
В 1672 г.30 мая от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной родился ...
Причины реформ Петра 1
1.Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы
2.
Ослабление международного положения России и угроза потери независимости.
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостни ...
Формирование духовной оппозиции - диссидентского движения
Застойные явления, охватившие общество, сопровождались кризисом доверия к власти, крушением официальных идеалов, нравственной деформацией. 50-60-е годы дали импульс духовному очищению, разрушая культовый стереотип массового мышления. В период хрущевской «оттепели» общественное сознание переживало серьезную перестройку, произошло крушени ...