Историография и источниковедениеСтраница 2
а. Художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии).
б. Изобразительно-графические. К ним относятся, прежде всего, памятники, содержащие графическую информацию, т.е. информацию, выражаемую при помощи наглядных графических образов, не составляющих алфавита. www.tvsubtitles.ru
в. Изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники.
а. Разговорная речь.
б. Памятники устного творчества (фольклор).
в. Письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей.
К этому типу относятся и все фотодокументы, в той или иной мере фиксирующие речь человека.
4. Конвенциональные источники во всем их многообразии. Все системы условных обозначений графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и другой символики и др.) и изобразительно-схематическими (электрокардиограмма, осциллограмма и др.) К ним, по-видимому, должны быть отнесены документы информации на разного типа искусственных машинных языках, т. е. информация, запечатленная на машинных носителях, а не на традиционной документной основе. Точное содержание этих источников для всех, кроме специально подготовленных лиц, может быть раскрыто путем использования другого типа источников, прежде всего словесных. Многие из этих источников могут рассматриваться и как письменные (т. е. подтип словесных) или изобразительно-графические (т. е. подтип графических).
5. Поведенческие источники.
Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные, спортивные и др.). Обычаи-действия зачастую отражают пережитки прошлого быта и изучаются этнографами. Однако достаточно распространенный термин «этнографические источники» трудно признать удачным, так как собственно этнографическими материалами, используемыми этнографами в своей работе, даже в полевой практике, являются и иные типы, и подтипы исторических источников, и, прежде всего вещественные.
Некоторые из них, прежде всего химические по форме; другие сопровождаются словами, музыкой (являясь своеобразными комплексными источниками).
6. Звуковые, или аудиальные, источники.
Это звуки в широком и узкомузыкальном смысле, ибо музыковеды пишут особо о «звуках», «звонах», «шумах». К ним относятся и записи голосов птиц, животных.
На первый взгляд, существенным группам исторических источников не находится места в этой классификации, так как они относятся к пограничным, смешанным или комплексным классам исторических источников. Однако и такие многомерные источники тоже оказываются в одном из названных ранее классов, но только при учете лишь одной из их форм. Например, монеты — вещественные источники с изображениями и надписями (они могут рассматриваться и как разновидности нескольких типов источников — вещественных, изобразительных, словесных); картографические материалы и плакаты, являющиеся одновременно письменными и изобразительными источниками; песни — одновременно и словесные, и звуковые источники. Некоторые вещественные источники являются, прежде всего, знаками престижа и могут восприниматься и как поведенческие источники. Памятники садово-паркового искусства, заводы и фабрики, поселения — сложнейшие комплексные источники. Кинофильмы — источники поведенческие и изобразительные одновременно, а часто еще и словесные и звуковые (музыка, различные шумы). Теперь в употреблении термин «аудиовизуальный документ», содержащий сочетание изобразительной и звуковой информации; говорят об аудиовизуальных формах культуры.
Кинофильмы было бы вообще допустимо выделить в особый тип исторических источников, и не только потому, что это широко распространенный ныне класс источников, содержащих разнообразную социальную (историческую) информацию, но и потому, что это источники, показывающие (и, соответственно, позволяющие изучать) явления в движении.
Условность предлагаемой классификации (как, впрочем, и всякой классификации) очевидна. При обозначении объекта соответствующего класса отмечается лишь существенный в данном случае признак сходства и признается несущественным — опять-таки лишь в данном случае — характер их различий. Все письменные источники, например, могут ведь одновременно рассматриваться как вещественные и классифицироваться по признаку материала, на котором дошли записи, по признаку материала или орудия, которым сделаны записи, и т. д. Условное разделение даже письменных и иных подтипов словесных источников: публичное выступление общественного деятеля может восприниматься в наши дни и как письменный источник, напечатанный в газете, и как разговорная речь, непосредственно услышанная или воспринятая в передаче радиодиктором, и даже как изобразительный и поведенческий источник, если с ней знакомимся по телепередаче, и т. д.
«Наши дни»
На данном этапе, изложенных выше событий, можно закрывать тему про «Крещение Руси», но я хотел бы ещё чуть заметить и привести примеры уже попытки «современного общества» переломить устой людей и попытки сломить их веру, которая как мы увидели устанавливалась не один десяток лет.
Крещение пришло и были разноглася, но время показало, чт ...
Расстановка классовых и политических сил
Национально-освободительное движение 1918-1922 гг. показало значительные изменения в расстановке классовых сил. Выступление в качестве самостоятельной силы молодого рабочего класса, создавшего свою собственную политическую партию-Иранскую комунистическую партию, было новым явлением в общественно-политической жизни Ирана. Иранский рабочи ...
Превращение в мировую державу. Пути и методы османской
экспансии
Османские порядки стали определять жизнь Анатолии лишь к середине XV в., до этого времени их влияние было не столь ощутимо. Более того, вплоть до 60-70-х годов XIV в. оно с трудом прослеживается. Тем не менее, знакомство с ранней османской историей позволяет лучше понять, почему правителям небольшого бейлика в Вифинии суждена была роль ...