Функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций:

Первая функция — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. www.mainedu.ru

Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

Третья функция — мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором основывается наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.


Приказы.
Создавалась система центральных правительственных учреждений - приказов. Первые из них появились еще в конце ХV в. и назывались сначала избами. В середине ХVI в. один за другим были организованы: Челобитенный приказ /специально для приема дворянских челобитных с жалобами на бояр, казначеев и дворецких/, Посольский приказ /ведал организа ...

Формирование большевистского режима и Гражданская война в России (1918-1922). Создание Советского государства
После Октябрьского переворота неотложной задачей было подавление очагов сопротивления большевистскому правительству. Керенский и генерал П.Н.Краснов с отрядом в 700 казаков двинулись к Петрограду. В столице меньшевики и эсеры, в основном из числа членов городской думы, создали Комитет спасения родины и революции, объявивший себя высшим ...

Военная реформа Петра 1 и расширение территории России в первой четверти 18 века
Как известно Северная война началась неудачно для России. С этого времени началась комплектоваться путем рекрутских наборов: с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позже срок службы был ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовал ...