Этапы развития исторической науки
Страница 2

Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469—1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории — имущественную. www.mainedu.ru

III

этап.

В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668—1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727—1781) —французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист — считал, что историей общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106—43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гиэо (1787—1874), О. Тьерри (1795—1856), Ф. Минье (1796—1884), М. Генри (1818—1881), Г. Карлейль (1795—1881 Л М. Маколей (1800—1859). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776—1861) и С. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).

Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания и появление марксизма.

Исторический метод (принцип) подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавали до Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770—1831). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом (1818—1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895). Его отличительная черта — распространение на все сферы объективной действительности — природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку — науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

Историческая мысль Востока в XVII—XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам — и по содержанию работ, и по их форме.

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686—1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733—1799) в 20 книгах.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766—1826). Его главный труд — «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева (1820—1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817—1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841—1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813—1855).

Страницы: 1 2 3


Яса
Она охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники Великого хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до ...

Меры длины.
В период Русского централизованного государства продолжали употребляться пяди и локти. Так же, как и раньше, пяди и локти могли быть различными по размерам, но их территориальная приуроченность исчезает. Наряду с древними мерами длины с конца XV в. начинает употребляться новая единица длины — аршин. Аршин — мера восточного происхождени ...

Александр II. Причины и подготовка реформ 60-х гг. XIX века. Отмена крепостного права
Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались давно. В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861 г. социально-экономические процессы разложения крепостничества. Как убедительно доказано многочисленными исследованиями российских историков и ...