Материалы » Отечественная история » Российская империя в первой половине XIX в.

Российская империя в первой половине XIX в.
Страница 9

1839 г. – введен серебряный рубль. Выпущены кредитные билеты, которые можно обменять на серебро. Пропорция «билеты : серебряный запас» – 6:1.

ИТОГ: упорядочилось денежное обращение, выросла торговля, укрепилась промышленность.

Основные достижения времени правления Николая I:

кодификация законов

реформа управления государственными крестьянами

денежная реформа Н.Ф.Канкрина

Русская культура первой половины XIX в.

Образование.

Высшее.

6 учебных округов (указ 1803 г.). В каждом – университет.

1804 г. – Казанский университет

1819 г. – Петербургский университет

МУ: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814

Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль)

В лицеях – дети из привилегированных сословий.

1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы)

Активное развитие научно-технических ВУЗов (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством НI.

Среднее.

Приходские школы (государственные крестьяне).

Уездные училища (город. население недворянского происхождения).

Гимназии: 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники.

Дворяне – в частных пансионах, гувернеры (после поражения в 1812 г. офицеры вернулись домой, а солдаты подались в гувернеры Þ необразованные учителя)

Развитие женского образования.

Смольный институт благородных девиц.

Институты д/дворянок в крупных городах (М., СПб, Н.-Нов., Сар., Ирк, Астр.).

Народное образование: очень медленное развитие.

Большая часть горожан – грамотная, среди крестьян – 5%.

«Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люд из купеческого и мещанского сословия» (В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)

Вывод: стремительное развитие О. в привилегированной среде, замедленное развитие в непривилегированной среде.

Наука.

Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).

Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).

Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.

В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.

П.П.Аносов – металлургия.

Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая жел. дорога.

1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.

В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.

Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.

Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)

Интерес к памятникам древнерусской литературы.

1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».

Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин.

Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лер., Гог.).

Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Географические открытия и путешественники.

И.Ф.Крузенштерн - Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание.

Ф.Ф.Беллинсгаузен - М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.

В.М.Головнин – исследование Курильских островов

Г.И.Невельский – открытия устья Амура, пролива между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин – остров.

Просвещение и распространение знаний.

Русское географическое общество

Минералогическое общество

Химическое общество

Математическое общество

Общество истории и древностей Российских

Развитие книгопечатания.

Начало XIX в. – 13 государственных типографий.

30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.

Развитие печати.

«Санкт-Петербургские ведомости»

«Московские ведомости»

Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»

Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)

Патриотический журнал «Сын Отечества»

Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»

1814 г., СПб – первая публичная библиотека

Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.

Более быстрое развитие музейного дела в провинции.

1852 г. – Эрмитаж

1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)

Литература.

Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.

Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.

Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).

10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма.

Причина возникновения – война 1812 г.

«Салонный» романтизм – В.Жуковский.

«Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

Вторая ¼ XIX в. – реализм.

Основоположник – А.С.Пушкин.

«Евгений Онегин», «Горе от ума».

Реализм – определяющее литературное направление.

Реалисты:

А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Великая Октябрьская социалистическая революция в России и Иран
Великая Октябрьская социалистическая революция в России положила начало коренному повороту во всемирной истории человечества. Она нанесла сильный удар по империалистической системе, в особенности по системе колониализма. Октябрьская революция укрепила позиции народов колониальных зависимых стран, в том числе и народов Ирана, в их борьбе ...

Ленинград в годы войны
Германский генеральный штаб и сам Гитлер не без удовольствия подбирали названия своим военным планам. План захвата Польши назывался Вейс (белый), Франции, Голландии и Бельгии - Гельб (жёлтый), женским именем Марита - называлась операция по захвату Греции и Югославии. Для плана войны против СССР немецкие военачальники выбрали прозвище с ...

Начальная школа
Первой ступенью общего образования являлась начальная школа. К 80-м гг. XIX в. в России функционировали следующие типы начальных учебных заведений: 94% всех школ этого уровня представляли одноклассные училища с курсом обучения в 1-3 года (приходские училища Министерства народного просвещения, земств и Св. синода); 4% — 2-классные с курс ...