Российская империя в первой половине XIX в.Страница 10
Журналы.
«Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).
«Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).
Появилась литературная критика.
Жесткая цензура.
1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).
Архитектура.
Первая половина XIX в. – поздний классицизм.
Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.
Петербург.
Адмиралтейство – А.Д.Захаров
Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.
Казанский собор – А.Н.Воронихин.
Исаакиевский собор[4] – Монферран.
Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.
Москва.
Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове.
Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.
Неглинка убрана под землю.
Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.
Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.
Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.
Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)
Искусство.
Утверждаются романтизм и реализм.
Официальное направление – академический классицизм.
Живопись.
О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).
К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж.
«Последний день Помпеи».
А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.
А.Г.Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.
«На пашне (Весна)».
П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».
«Сватовство майора», «Свежий кавалер».
Скульптура.
Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.
Колонна на Дворцовой площади, СПб – Монферран.
Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.
Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.
Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.
Театр.
Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).
Государственные театры.
Петербург: Александринский и Мариинский
Москва: Большой и Малый
Классицизм и сентиментализм.
Первые десятилетия XIX в.
В.А.Озеров. Исторические пьесы
Романтизм.
Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.
Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.
Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.
В.А.Каратыгин – Гамлет.
П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.
Реализм.
30-е – 40-е гг. XIX в.
Н.В.Гоголь. «Ревизор».
Николай I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!»
А.С.Грибоедов. «Горе от ума».
М.С.Щепкин. Малый театр. Роли Городничего («Ревизор»), Фамусова («ГоУ»).
Е.С.Семенова. Трагическая актриса.
А.Е.Мартынов. Александрийский театр. Хлестаков («Ревизор»), Митрофанушка («Недоросль»).
Музыка.
Поиск собственных путей самовыражения.
Развитие национальной музыкальной школы
Русский романс.
А.А.Алябьев – «Соловей».
А.Е.Варламова – «Красный сарафан».
А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка».
Композиторы.
М.И.Глинка
Музыка к
опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника,
опере «Руслан и Людмила»,
романс «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина.
А.С.Драгомыжский
Опера «Русалка»
Итог.
Наибольшие успехи России в первой ½ XIX в. – в области культуры.
Завершился процесс складывания литературного языка и формирования национальной культуры.
Трагедия в Угличе
В то время как в столице шла кровавая бойня за престол, в Угличе рос последний сын Ивана IV царевич Димитрий. И хотя этот ребенок считался незаконнорожденным, он имел достаточно прав на престол. А посему представлял собой угрозу для власти Бориса Годунова.
Для того времени Углич был довольно значительным городом – три собора, полтораст ...
Последствия
Смута нанесла огромный материальный, политический и духовно-психологический ущерб стране. Она повлекла за собой запустение громадных территорий, особенно в центральных уездах, гибель людей от голода и в результате волнений или военных действий. Старое боярство, позиции которого были основательно подорваны репрессиями Ивана Грозного, вын ...
Образование СССР. Борьба с т.н. «местными уклонистами»
В начале 20-х годов решался еще один важный и трудный вопрос — национальный. В национальном вопросе большевики выступали за интернационализм, обеспечивающий межнациональную солидарность трудящихся. В этих же целях они признавали равноправие наций и право каждой нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного ...