Материалы » Отечественная история » Церковная реформа и Раскол.

Церковная реформа и Раскол.

Одним из важнейших событий в XVII в., повлиявшим на дальнейшую историю России, была церковная реформа. Ее начал проводить в 1653 г. патриарх Никон, один из самых ярких людей своей эпохи, прошедший путь от нижегородской крестьянской семьи до патриаршего престола благодаря своим выдающимся способностям. Он стремился укрепить церковную организацию. Для устранения различий в местной церковно-обрядовой практике была проведена большая работа по унификации обрядов, по пересмотру и исправлению религиозных книг и канонов иконописания. Авторитетные церковные деятели того времени поддерживали саму идею реформы, но часть из них /протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. / выступила резко против того, как это предлагал сделать патриарх. Никон считал, что унификацию в церкви надо проводить на основе греческих образцов. Такой вариант реформы открывал дорогу для распространения влияния русской церкви на украинскую и южнославянские православные церкви. Никона поддерживал царь Алексей Михайлович. Нововведения /исправленные богослужебные книги, иконы, обряды: троеперстие вместо двоеперстия во время крещения, произнесение трижды, а не дважды "аллилуя" во время церковной службы и т. д. / были одобрены церковными соборами в 1654-1655 гг. Реформа меняла только внешнюю, обрядовую сторону, не затрагивая основ церкви и православия. Тем не менее, перемены в церкви стали для русского православного общества событием большого значения. Противники Никона считали, что русская церковь сохранила "древнее благочестие" и поэтому ее реформа возможна только на основе древних русских богослужебных книг. Круг защитников "старой веры" расширялся по мере того, как Никон стал использовать реформу для усиления власти патриарха и насильственно насаждать нововведения, публично сжигая, к примеру, иконы старого письма, решительно расправляясь с недовольными. Протест "староверов", идеологами которых были протопопы Аввакум, Даниил и др., получил широкую поддержку различных слоев общества, которое впервые за всю историю перестало быть монолитным в церковном смысле и раскололось.

Так возникло в народе движение, получившее название "Раскол". Раскольники идеализировали и защищали старину, с ненавистью относились ко всему новому, массами уходили за учителями раскола в далекие леса Севера, за Волгу, и там основывали раскольничьи общины - скиты. Наиболее радикальные раскольники ради спасения души и во имя "старой веры" решались даже на самоуничтожение. В сущности это было консервативное движение, но с 1660-х годов оно стало приобретать форму социального протеста, а преследования раскольников со стороны церковных властей и правительства еще более усиливали этот протест.

Конечно, царь и правительство были на стороне официальной церкви. Но при этом сам инициатор реформы вскоре оказался не у дел. Пока Никон был в дружеских отношениях с царем, его главенствующее положение в церкви было прочным. Но как только этот необыкновенный властолюбец попытался приравнять свою патриаршую власть с монаршей, сразу все изменилось и, в конце концов, в 1658 г. в отношениях между царем и патриархом произошел разрыв. Демонстративные попытки Никона отстоять свою независимость закончились тем, что собор вселенских патриархов, созванный в 1666 г. в Москве, осудил поведение Никона и снял с него патриарший сан.


Российская империя в первой половине XIX в.
Россия в первой четверти XIX в. Дворцовый переворот 1801г. Александр I. Эра либерализма. Негласный комитет. Реформы с системе государственного управления. Министерства. Государственный совет. Указ о вольных хлебопашцах. Новое положение об устройстве учебных заведений. Внешняя политика и ее основные направления, "Восточный вопрос&qu ...

Российская империя в ХVШ столетии
«Эпоха дворцовых переворотов». Историей этой эпохи - как и эпохой Петра - занимались десятки историков. Время интересное - Россия европеизировалась, тянулась к Западу, хотела быть на него похожей - но все процессы шли в Восточной Европе иначе, чем в Западной (потому что - страна аграрная, крепостное право, сохранялась община и общинное ...

Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кризиса
Избрание Б. Ельцина на второй срок не принесло стране спокойствия и успехов в реформировании общества. Ельцин и правительство Черномырдина оказались не способны руководить страной в сложный переломный период. Слишком велик был груз непростительных просчетов, допущенных ими в ходе «шоковой терапии» и приватизации предприятий, когда немно ...