Государственный аппарат.
Характер царской власти в тот или иной период оказывал влияние на деятельность отдельных звеньев государственного аппарата. Особенно на высшие органы власти - Боярскую Думу и Земские соборы. Боярская Дума состояла из наиболее знатных аристократов и чиновников, которые регулярно обсуждали с царем все важные государственные вопросы и указы монарха. В течение XVII в. значение Думы менялось: при твердой царской власти оно падало, а при слабом царе наоборот - увеличивалось. Состав Думы постоянно расширялся /от 40 человек в 1613 г. до 97 в 1678 г. / за счет увеличения числа служилых дворян и дьяков из приказов. Это было отражением того, что дворянство в XVII в. стало главной социальной опорой самодержавия.
В первой половине века большое значение в государственном управлении имел Земский собор - сословно-представительное учреждение, созывавшееся царем для решения некоторых, наиболее важных политических и хозяйственных вопросов. В первые десятилетия после Смуты соборы почти непрерывно заседали в Москве вместе с царем и Боярской Думой. Состав соборов, норма представительства, регулярность созыва и компетенция не были определенными. Как правило, на соборах присутствовали депутаты от служилых московских и провинциальных дворян, от торговых людей, от служилых людей "по прибору", посадских людей и только раз - от черносотенных крестьян /1613 г. /. Соборы выполняли законосовещательные функции /например обсуждение и принятие в 1649 г. свода законов - Соборного Уложения/. Но чаще всего на них обсуждались финансовые и военные вопросы. Наличие Земских соборов свидетельствовало о том, что в первой половине XVII в. царская власть в России носила сословно-представительный характер. Но как только самодержавная власть укрепилась во второй половине века настолько, что стала приобретать черты абсолютизма, царь перестал нуждаться в представительном органе и Земские соборы прекратили свое существование /последний полноценный собор был созван в 1653 г. для решения вопроса о присоединении Украины к России/.
Центральными исполнительными учреждениями были московские приказы. Они ведали какой-либо функцией управления, но кроме того, занимались обеспечением материальных и других средств для выполнения своих основных функций. Поэтому дополнительно приказы ведали также целями группами населения, сбором разных налогов и податей, землями и промыслами, являясь в отношении этих земель и населения административными и судебными органами. В XVII в. было около 80 приказов. Среди них выделялись важнейшие: Разрядный приказ / военные дела и назначение дворян на службу/, Поместный /наделение служилых людей поместьями и вотчинами/, Посольский приказ /дипломатическое ведомство/. По мере развития хозяйства и усложнения государственного управления функции приказов чрезвычайно запутывались и перемешивались, сама приказная система, созданная для централизации всего управления в государстве, все более раздробляла и усложняла это управление. Именно в приказах расцвела знаменитая московская волокита, взяточничество и казнокрадство.
В XVII в. Россия делилась на уезды. Вся полнота власти на местах принадлежала назначаемым из Москвы, обычно на два года, воеводам. В их подчинении находились и органы местного самоуправления, созданные еще в XVI в. Власть воевод была почти бесконтрольной и поэтому довольно часто они злоупотребляли ею и наживались за счет вверенного им населения.
Меры поверхности.
От периода феодальной раздробленности сохранилось лишь несколько указаний на меры поверхности, из которых не всегда удается установить, является ли то или иное понятие единицей измерения или же это только фискальная единица, т. е. единица обложения налогами. Такова, например, новгородская обжа. Определение обжи имеется во второй Софийск ...
Меры жидких тел.
Основной мерой жидких тел в Русском централизованном государстве, как и в предшествующие периоды, было ведро. Точный объем его неизвестен. Известна только его вышина — 8 вершков. Указания на восьмивершковое, или полуаршинное, ведро встречаются почти в каждом документе, говорящем о казенной продаже вина.
Архидиакон Павел Алеппский, сын ...
Проведение политики «военного коммунизма» в Советской России
Социально-экономическая политика большевистской власти в годы войны, имевшей своей целью сосредоточенные всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства, привела к складыванию своеобразной системы военного коммунизма. Ее характнризовали следующие основные черты:
1.
национализации промышленных предприятий включал перевод на в ...