Материалы » Отечественная история » Структура общества.

Структура общества.

Все светское русское общество делилось формально на основе существовавшего тогда права на три основные группы в зависимости от их обязанностей перед государством. В первую группу входили служилые люди, которые находились на военной или гражданской государственной службе и получали за это землю, крестьян, натуральное или денежное жалованье. В свою очередь служилые люди делились на служилых людей "по отечеству" и "по прибору". В состав служилых людей по отечеству входили: "чины думные" /члены Боярской думы - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки/, "чины московские" /стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дьяки/, "чины городовые" /местное дворянство - дворяне выборные и дети боярские/. В отличие от служилых людей по отечеству, у которых служба считалась наследственной, служилые люди по прибору набирались из простонародья. Это были стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные мастера, дворцовая прислуга. Они не пользовались правом владеть поместьями, но обеспечивались хлебным и денежным жалованьем.

Вторую группу составляли так называемые "тяглые люди", платившие налог государству и выполнявшые различные повинности. Это были посадские люди /торгово-ремесленное население городов/ и государственные или черносошные крестьяне.

Наконец, третьей группой были холопы - люди, попадавшие в рабскую зависимость к феодалам, и имевшие обязанности только по отношению к своим владельцам. В XVII в. число холопов сокращалось.

Особым слоем общества было духовенство, делившееся на черное /монашество/ из него выходили иерархи церкви: патриархи, архиепископы, епископы/ и белое - приходские священники.

Это официальное деление общества в XVII в. не отражало, однако, в полной мере действительного распределения по основным, определяющим общественные отношения, слоям населения. Ими были феодалы в широком смысле слова, с одной стороны /вотчинники, служилое дворянство, церковь/, а с другой - крестьяне /частновладельческие, государственные, монастырские/.


Политический строй и управление в Киевской Руси
Древнерусское государство – совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками – сыновьями, племянниками, наместниками. По форме правления Древнерусское ...

Историография и источниковедение
Смысл истории состоит именно в ее достоверности, и всякая ее повествовательная конкретизация лишь тогда является исторической, когда представляет собой критическое осмысление документа, основанное на интуиции, размышлении, сознании, самосознании и т. п.; в противном случае история как наука не обладает упомянутой достоверностью и не име ...

От первобытности – к цивилизации
Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. ...