Материалы » Отечественная история » Структура общества.

Структура общества.

Все светское русское общество делилось формально на основе существовавшего тогда права на три основные группы в зависимости от их обязанностей перед государством. В первую группу входили служилые люди, которые находились на военной или гражданской государственной службе и получали за это землю, крестьян, натуральное или денежное жалованье. В свою очередь служилые люди делились на служилых людей "по отечеству" и "по прибору". В состав служилых людей по отечеству входили: "чины думные" /члены Боярской думы - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки/, "чины московские" /стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дьяки/, "чины городовые" /местное дворянство - дворяне выборные и дети боярские/. В отличие от служилых людей по отечеству, у которых служба считалась наследственной, служилые люди по прибору набирались из простонародья. Это были стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные мастера, дворцовая прислуга. Они не пользовались правом владеть поместьями, но обеспечивались хлебным и денежным жалованьем.

Вторую группу составляли так называемые "тяглые люди", платившие налог государству и выполнявшые различные повинности. Это были посадские люди /торгово-ремесленное население городов/ и государственные или черносошные крестьяне.

Наконец, третьей группой были холопы - люди, попадавшие в рабскую зависимость к феодалам, и имевшие обязанности только по отношению к своим владельцам. В XVII в. число холопов сокращалось.

Особым слоем общества было духовенство, делившееся на черное /монашество/ из него выходили иерархи церкви: патриархи, архиепископы, епископы/ и белое - приходские священники.

Это официальное деление общества в XVII в. не отражало, однако, в полной мере действительного распределения по основным, определяющим общественные отношения, слоям населения. Ими были феодалы в широком смысле слова, с одной стороны /вотчинники, служилое дворянство, церковь/, а с другой - крестьяне /частновладельческие, государственные, монастырские/.


Николай I (1796-1855)
Тридцатилетнее царствование Николая I (1825 - 1855) составило целую эпоху в отечественной истории. Её содержание традиционно определяется в литературе как период наивысшего могущества самодержавной власти ("апогей самодержавия"). Третий сын императора Павла I, почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после ...

Либерализация политического режима
Ликвидация наиболее очевидных порождений сталинщины началась уже вскоре после смерти диктатора. Этот процесс приобрел более или менее последовательный характер после XX съезда КПСС (разумеется, в ограниченных рамках существующей социадиетической системы и ценностей). Демократизация, пусть ограниченная, коснулась почти всех институтов по ...

Законодательная основа самодержавия при Павле I
В сравнении с «золотым веком» последние годы XVIII в., годы правления Павла I, кажутся временем регресса и разрушения достигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении государством. Чтобы понять и правильно оценить недолгое царствование Павла I, следует учитывать, что император взошел на престол в возрасте 42 лет; это был челов ...