Структура общества.
Все светское русское общество делилось формально на основе существовавшего тогда права на три основные группы в зависимости от их обязанностей перед государством. В первую группу входили служилые люди, которые находились на военной или гражданской государственной службе и получали за это землю, крестьян, натуральное или денежное жалованье. В свою очередь служилые люди делились на служилых людей "по отечеству" и "по прибору". В состав служилых людей по отечеству входили: "чины думные" /члены Боярской думы - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки/, "чины московские" /стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дьяки/, "чины городовые" /местное дворянство - дворяне выборные и дети боярские/. В отличие от служилых людей по отечеству, у которых служба считалась наследственной, служилые люди по прибору набирались из простонародья. Это были стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные мастера, дворцовая прислуга. Они не пользовались правом владеть поместьями, но обеспечивались хлебным и денежным жалованьем.
Вторую группу составляли так называемые "тяглые люди", платившие налог государству и выполнявшые различные повинности. Это были посадские люди /торгово-ремесленное население городов/ и государственные или черносошные крестьяне.
Наконец, третьей группой были холопы - люди, попадавшие в рабскую зависимость к феодалам, и имевшие обязанности только по отношению к своим владельцам. В XVII в. число холопов сокращалось.
Особым слоем общества было духовенство, делившееся на черное /монашество/ из него выходили иерархи церкви: патриархи, архиепископы, епископы/ и белое - приходские священники.
Это официальное деление общества в XVII в. не отражало, однако, в полной мере действительного распределения по основным, определяющим общественные отношения, слоям населения. Ими были феодалы в широком смысле слова, с одной стороны /вотчинники, служилое дворянство, церковь/, а с другой - крестьяне /частновладельческие, государственные, монастырские/.
Стоглав.
Реформы середины века затронули и русскую православную церковь. К тому времени церковь не была строго унифицированной организацией. Существовали различия в составе святых, которым поклонялись в разных местах страны, не было строго порядка в исполнении церковных обрядов, не было четкого управления. Еще с XV в. распространились еретически ...
Русь в период феодальной раздробленности в XII-XIII вв. Феодальная
раздробленность и ее причины. Характеристика основных феодальных княжеств и
земель. Политическое устройство. Хозяйство. Культура.
Государственное единство Руси, как и империи Карла Великого, никогда не было прочным.
Признаки её дробления намечаются со второй половины ХI в. однако окончательный распад на самостоятельные княжества происходит лишь во второй трети ХII в.
Дробление страны было связано с развитием хозяйства и эволюцией феодализма. С середины ХI в. нач ...
Семаргл
Семаргл – бог смерти. Семаргл, смрад, мерцание, Цербер, собака Смаргла, смерть - эти понятия в своей сути означают потустороннее божество - огненного волка или собаку. У древних славян это - огненный волк с крыльями сокола, очень распространенный образ. Русы видели Семаргла как крылатого волка, или волка с крыльями и головой сокола, а и ...