Земские соборы.
В начале 1549 г. в Москве было созвано совещание, на котором присутствовали Боярская дума в полном составе, Освященный /церковный/ Собор во главе с митрополитом Макарием, высшие должностные лица, воеводы и дворяне. На этом совещании, получившем в литературе название "собор примирения", царь объявил о намерении положить конец бесправию, которое "чинилось" от бояр и дворцовых чинов. В ответ бояре "били челом о прощении", обещали служить царю "в правду". Обсуждалась также программа проведения государственных реформ.
Созыв "собора примирения" 1549 г. означал перемены в государственном управлении. Так появился новый орган власти, известный позже под названием Земский собор. Это был эпизодически созываемый высший законодательный и исполнительный орган власти, в который выбирались представители основных сословий России /крупные светские и церковные землевладельцы-вотчинники, прежде всего - бояре; служилые землевладельцы - дворян; купцы и зажиточные слои посадского населения городов; в отдельных случаях даже государственные крестьяне и казаки/. В течение примерно ста лет существования Земских соборов /середина ХVI - середина ХVII вв. / политический строй России представлял собой сословно-представительную монархию. В отличие от западноевропейских парламентов, в которых буржуазия стремилась ограничить власть монархов, русские Земские соборы нужны были царям для того, чтобы поддерживать их власть и на деле выполняли эту роль. Опираясь на соборы, монархи могли успешно лавировать между боярством и дворянством, постепенно ограничивать права крупных феодалов и расширять права дворян, на которых, в первую очередь и опирался Иван IV, реформируя государство.
Судебник 1550г.
Реформы проводились в 1550-х гг. Они затронули центральное и местное управление, систему суда и законодательство, налоговую систему, церковь и армию, оказали влияние на культуру страны. По решению "собора примирения" был подготовлен и принят в 1550 г. новый русский сборник законов Судебник, взамен старого Судебника 1497 г.
Судебник 1550 г. был обновлен примерно на треть статей. В нем полностью сохранилась статья об ограничении крестьянского перехода от одного феодала к другому неделей до Юрьева дня осеннего /24 ноября/ и неделей после, но плата за переход /"пожилое"/ увеличивалась. Ограничивалась власть наместников, отменялись податные льготы монастырей.
Внутренняя политика Александра I
Деятельность отличается противоречивостью. Он заявил, что будет править "по закону и сердцу" Екатерины II.
УКАЗЫ: о снятии ограничений на торговлю с Англией, об амнистии и восстановлении в правах лиц, подвергшихся гонениям при Павле. Александр I подтвердил екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам. Вместо упраздн ...
Реформы государственного управления при Александре II
В царствовании императора Александра II (1856-1881) была проведена реорганизация системы государственного управления, которая затронула все стороны общественно жизни. Общее направление реформ можно охарактеризовать как переход от феодальной монархии к развитию рыночной экономики и переход от абсолютизма к частной демократии на местном у ...
Результаты опричнины.
Опричнина Ивана Грозного привела к резкому усилению самодержавной власти в России, придала ей черты восточного деспотизма. С другой стороны резко увеличились крестьянские повинности, что вызвало разорение значительной части населения, усугубленное военными действиями, набегами крымских татар, голодом, чумой, опричным грабежем. Массовыми ...