Образование Древнерусского государства. Формирование
государственностиСтраница 1
Жизнь в первобытном у восточных славян. обществе регулировалась общностью интересов его членов, обычаем, силой традиций и авторитета патриархальной власти старейшин. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племён, их военная активность. Прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путём "из варяг в греки", географический фактор. Как отмечал С. М. Соловьёв, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших её племён, " и равнина, как бы не была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно её население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними". Повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников.
Образование государства - это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племён, проживавших вдоль пути "из варяг в греки". Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события.
Еще в VI-VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древлян, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами /летопись называет их племенными княжениями/. Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства.
В VIII-IХ вв. племенные союзы объединяются в "суперсоюзы"- более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что такие суперсоюзы сложились вокруг Киева/"Куявия", "Каганат россов", "Русская земля", "Нижняя Русь"/, в районе Новгорода/"Верхняя Русь", "Славия"/, в земле вятичей /"Артания"/ и вокруг Полоцка. Государство образовалось путем их объединения под властью Киева. Сначала Олег соединил северный /Новгородский/ и южный /Киевский / центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир - Полоцк. Однако основными всё - таки были северный и южный центры формирования государственности.
Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше-на севере или на юге. Сторонники "южнорусской концепции формирования государственности указывают на опережающее развитие среднего Поднепровья в силу благоприятных прородных условий и близости к причерноморским рынкам.
Приверженцы же "севернорусского" варианта отмечают в качестве преимущества связь этого региона с Балтикой. Не вдаваясь в существо споров, заметим, что государственные формы так или иначе параллельно возникали в обоих районах. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник - "Повесть временных лет"", составленная в ХIIв. Неудивительно, что о событиях трёхсотлетней давности она сообщает в легендарной манере, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплёку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в.
Политические движения в России в начале ХХ века
Николай II (1894-1917) взошел на престол в возрасте 26 лет. Он получил прекрасное воспитание и образование, однако не обладал широким государственным кругозором и не был достаточно хорошо подготовлен к управлению огромной страной в кризисный период ее истории. Суть внутренней политики правительства Николая II состояла в том, чтобы не по ...
Переход к смене общественного строя
Радикализация политического курса продолжалась. Она выражалась, наряду с гласностью, в перестройке политической системы общества. Намеченный на XIX партконференции план конституционной реформы был принят Верховным Советом СССР. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно рабо ...
Принципы государственного управления при Петре I
Причины реформ:
1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы.
2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.
Особенности преобразований в России:
1. Проводились по европейскому образцу.
2. Охватили все сферы деятельности и жизни общества.
3. Проходили на ба ...