Материалы » Отечественная история » Образование Древнерусского государства. Формирование государственности

Образование Древнерусского государства. Формирование государственности
Страница 1

Жизнь в первобытном у восточных славян. обществе регулировалась общностью интересов его членов, обычаем, силой традиций и авторитета патриархальной власти старейшин. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племён, их военная активность. Прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путём "из варяг в греки", географический фактор. Как отмечал С. М. Соловьёв, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших её племён, " и равнина, как бы не была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно её население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними". Повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников.

Образование государства - это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племён, проживавших вдоль пути "из варяг в греки". Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события.

Еще в VI-VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древлян, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами /летопись называет их племенными княжениями/. Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства.

В VIII-IХ вв. племенные союзы объединяются в "суперсоюзы"- более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что такие суперсоюзы сложились вокруг Киева/"Куявия", "Каганат россов", "Русская земля", "Нижняя Русь"/, в районе Новгорода/"Верхняя Русь", "Славия"/, в земле вятичей /"Артания"/ и вокруг Полоцка. Государство образовалось путем их объединения под властью Киева. Сначала Олег соединил северный /Новгородский/ и южный /Киевский / центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир - Полоцк. Однако основными всё - таки были северный и южный центры формирования государственности.

Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше-на севере или на юге. Сторонники "южнорусской концепции формирования государственности указывают на опережающее развитие среднего Поднепровья в силу благоприятных прородных условий и близости к причерноморским рынкам.

Приверженцы же "севернорусского" варианта отмечают в качестве преимущества связь этого региона с Балтикой. Не вдаваясь в существо споров, заметим, что государственные формы так или иначе параллельно возникали в обоих районах. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник - "Повесть временных лет"", составленная в ХIIв. Неудивительно, что о событиях трёхсотлетней давности она сообщает в легендарной манере, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплёку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в.

Страницы: 1 2 3 4


Обсуждение законопроекта об изменении порядка производства дел о преступных деяниях по службе в III Государственной Думе
Законопроект «Об изменении порядка производства дел о преступных деяниях по службе» [22, с. 40–51] был внесён в Государственную думу осенью 1907 г. по инициативе правительства. Он был передан Государственной думой на рассмотрение комиссии по судебным реформам 19 марта 1909 г. Доклад комиссии был внесён на общее обсуждение в марте 1911 г ...

Стоглав.
Реформы середины века затронули и русскую православную церковь. К тому времени церковь не была строго унифицированной организацией. Существовали различия в составе святых, которым поклонялись в разных местах страны, не было строго порядка в исполнении церковных обрядов, не было четкого управления. Еще с XV в. распространились еретически ...

Сфера деятельности и функции
Круг полномочий римских царей — рексов — был довольно широким. Царь командовал вооруженными силами, был верховным жрецом, вершил суд, заключал международные договоры. В его руках были и ключи от хранилища казны. О деятельности царя как военачальника, как ответственного за военную мощь общины вообще, источники говорят неоднократно. Рому ...