Материалы » Первая русская революция - причины и последствия » Основные предпосылки революции и ее задачи

Основные предпосылки революции и ее задачи

Сложный и противоречивый характер социально-экономического и политического развития страны обусловил возникновение революционного кризиса. Исходя из рассмотренного выше материала, в числе предпосылок революции можно выделить:

1 экономические:

- противоречие между начавшейся в стране капиталистической модернизацией и сохранением докапиталистических форм хозяйства (помещичье землевладение, община, малоземелье; аграрное перенаселение, кустарная промышленность);

- мировой экономический кризис начала XX в., сказавшийся на экономике России.

2 социальные - комплекс противоречий, сложившихся в обществе как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости (помещики - крестьяне, буржуазия - рабочие, кулаки - бедняки, власть - народ, власть - интеллигенция - народ);

3 политические:

- кризис «верхов», борьба реформаторской и реакционной линии в правительстве, неудачи в Русско-японской войне, активизация левых сил в стране;

- обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в Русско-японской войне 1904—1905 гг.;

4 национальные:

- полное политическое бесправие, отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций.

Расстановка социально-политических сил накануне революции была представлена тремя основными направлениями:

1) консервативное, правительственное направление, основу которого составляли представители значительной части дворянства и высшего чиновничества. Существовало несколько течений - от реакционного до умеренно- или либерально-консервативного. Программа: сохранение в России самодержавной монархии, создание представительного органа с законосовещательными функциями, защита интересов дворянства, расширение социальной опоры самодержавия за счет крупной буржуазии и крестьянства;

2) либеральное направление, выражавшее интересы дворянства и буржуазии, а также части интеллигенции (профессоров, адвокатов и т. д.). Выделялись либерально-консервативное и умеренно-либеральное течения. Программа: обеспечение демократических прав и свобод, отмена политической монополии дворянства, диалог с властями и осуществление реформ «сверху»;

3) радикально-демократическое направление, представленное радикальной интеллигенцией, стремившейся выражать интересы рабочего класса и крестьянства. Программа: уничтожение самодержавия и помещичьего землевладения, созыв Учредительного собрания, провозглашение демократической республики, решение аграрного, рабочего и национального вопросов радикально-демократическим путем.

Основные задачи, которые были поставлены перед революцией:

- свержение самодержавия и установление демократической республики;

- ликвидация сословного неравноправия;

- введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

- уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

- сокращение продолжительности рабочего дня до 8 ч;

- признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов;

- установление равенства народов России.

В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы и др. Поэтому она была общенародной по целям и составу участников и имела буржуазно-демократический характер [2].


Историография
Изучая литературу по данной теме можно сказать, что советская историография в целом, весьма предвзято относились к проблемам нацизма в Германии. Это естественно, ведь как же еще можно относиться к своему главному противнику по Второй мировой войне? Однако, следует разобраться, почему Германия вела такую агрессивную политику, начавшуюся ...

Образ Н.М. Ядринцева в культурной памяти россиян ХХ – начала XXI вв. Культурная память как исследовательская категория
В современной литературе достаточно разнообразна терминология, связанная с памятью. Можно встретить такие варианты, как «индивидуальная память», «культурная память», «историческая память», «социальная память», «персональная память», «групповая память», «память детства», «память поколения» и др. Встречаются и более экзотические термины: ...

Внешняя политика Петра I
Великое посольство было образовано Петром I в 1697 г. Возглавил посольство адмирал Ф.Я. Лефорта . Официальной целью посольства было подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма. Царь и посольство ознакомились с европейской промышленностью, в частности с кораблестроением, обсерваториями. Было нанято более 800 мастеров разных ...