Материалы » Первая русская революция - причины и последствия » Основные предпосылки революции и ее задачи

Основные предпосылки революции и ее задачи

Сложный и противоречивый характер социально-экономического и политического развития страны обусловил возникновение революционного кризиса. Исходя из рассмотренного выше материала, в числе предпосылок революции можно выделить:

1 экономические:

- противоречие между начавшейся в стране капиталистической модернизацией и сохранением докапиталистических форм хозяйства (помещичье землевладение, община, малоземелье; аграрное перенаселение, кустарная промышленность);

- мировой экономический кризис начала XX в., сказавшийся на экономике России.

2 социальные - комплекс противоречий, сложившихся в обществе как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости (помещики - крестьяне, буржуазия - рабочие, кулаки - бедняки, власть - народ, власть - интеллигенция - народ);

3 политические:

- кризис «верхов», борьба реформаторской и реакционной линии в правительстве, неудачи в Русско-японской войне, активизация левых сил в стране;

- обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в Русско-японской войне 1904—1905 гг.;

4 национальные:

- полное политическое бесправие, отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций.

Расстановка социально-политических сил накануне революции была представлена тремя основными направлениями:

1) консервативное, правительственное направление, основу которого составляли представители значительной части дворянства и высшего чиновничества. Существовало несколько течений - от реакционного до умеренно- или либерально-консервативного. Программа: сохранение в России самодержавной монархии, создание представительного органа с законосовещательными функциями, защита интересов дворянства, расширение социальной опоры самодержавия за счет крупной буржуазии и крестьянства;

2) либеральное направление, выражавшее интересы дворянства и буржуазии, а также части интеллигенции (профессоров, адвокатов и т. д.). Выделялись либерально-консервативное и умеренно-либеральное течения. Программа: обеспечение демократических прав и свобод, отмена политической монополии дворянства, диалог с властями и осуществление реформ «сверху»;

3) радикально-демократическое направление, представленное радикальной интеллигенцией, стремившейся выражать интересы рабочего класса и крестьянства. Программа: уничтожение самодержавия и помещичьего землевладения, созыв Учредительного собрания, провозглашение демократической республики, решение аграрного, рабочего и национального вопросов радикально-демократическим путем.

Основные задачи, которые были поставлены перед революцией:

- свержение самодержавия и установление демократической республики;

- ликвидация сословного неравноправия;

- введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

- уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

- сокращение продолжительности рабочего дня до 8 ч;

- признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов;

- установление равенства народов России.

В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы и др. Поэтому она была общенародной по целям и составу участников и имела буржуазно-демократический характер [2].


Состояние русской армии
Русская армия находилась в состоянии реорганизации, которая начала давать результаты после русско-японской войны. Началось перевооружение русской армии, но ее техническая оснащенность и огневая мощь существенно уступали германской. Имели место нехватки снарядов, патронов, стрелкового оружия, обмундирования и снаряжения. Неоправданно вел ...

Военно-политическое и стратегическое значение разгрома фашистской армии на территории Беларуси
Успешное выполнение замысла операции «Багратион» позволяло решить целый ряд других, не менее важных в стратегическом отношении задач: 1. Полностью очистить от войск противника московское направление, так как передний край выступа находился в 80 километрах от Смоленска. 2. Завершить освобождение всей территории Белоруссии. 3. Выйти на ...

Детство, образование
Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой ...