Материалы » Образ Н.М. Ядринцева в культурной памяти потомков » Н.М. Ядринцев в массовом сознании потомков

Н.М. Ядринцев в массовом сознании потомков
Страница 6

3) Литературные сайты о Ядринцеве, презентующие Николая Михайловича как литературоведа и публициста и дающие критику некоторых его работ. Например, в «литературных сочинениях тяготел к лирико-публицистическим жанрам, в частности, к путевым очеркам, которые нередко носили обличительный характер. Выступал как критик и литературовед статьи»[183].

Николай Михайлович Ядринцев характеризуется как первый, наряду с Потаниным, профессиональный литератор широкого профиля (писатель, журналист, популяризатор науки) в Сибири. Первые его литературные опыты – фельетоны – были опубликованы в С.-Петербурге, в журнале "Искра", филиале знаменитого "Современника". «Писал Ядринцев довольно-таки высокопарно и "литературно", и скорее интересен как исторический образец провинциальной русской литературы теперь уже прошлого века»[184].

Относительно деятельности областничества замечается, что ещё в молодости вместе с Потаниным и еще рядом таких же горячих голов Ядринцев организовал тайное общество, ставившее своей смутной целью отделение Сибири от России. Недаром основной его труд так и называется "Сибирь как колония». Его публикации в томской печати (а он был основателем газеты "Восточное обозрение", издававшейся, правда, в Петербурге) неоднократно приводили его к судебным столкновениям с сибирскими властями и купечеством.

Таким образом, в ходе анкетирования по трём возрастным группам (старшие школьники, студенты, взрослое население), можно заключить, что образ Ядринцева наделён разными характеристиками в зависимости от профессиональной и возрастной категории населения. Опрошенные жителей города, кто занимается историей на профессиональном уровне, свои представления о Ядринцеве определяют как об «областнике», «теоретике областничества». У старших школьников и студентов неисторической специальности образ Николая Михайловича ассоциируется с улицей города. Студенты исторической специальности оказываются готовыми говорить о взглядах областников и ссылаются на базовые работы лидеров областничества, например, «Сибирь как колония».

Исходя из соотношения исторического сознания, которое в широком смысле представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, и культурной памяти, которая в свою очередь выступает как «смысл». Учитывая, что культурная память это определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о культурном прошлом в тесной связи с настоящим и будущим, можно заключить на основе проделанной исследовательской работы, что в этом смысле память о Н. М. Ядринцеве жива у жителей Новосибирска, Омска, Томска, Иркутска, Барнаула: в этих городах в честь него названы улицы и проспекты, библиотеки и переулки, посвящены мемориальные доски, проходят литературные чтения. Его имя присвоено и другим культурно-просветительным учреждениям Сибири.

Интерес к образу Николая Михайловича сохраняется и в современной исторической литературе. Относительно периодической печати можно выделить следующие тенденции: с одной стороны упоминания о Николае Михайловиче Ядринцеве связаны с празднованием юбилеев со дня рождения, либо годовщин его смерти, годы 1840-е – 1860-е, можно определить временем забвения в культурной памяти. С другой – на прямую связаны, либо дополняют события в культурной жизни городов Сибири и Новосибирской области и приурочены, например, к открытию какой-либо выставки или празднованию дня рождения Новосибирской области. Образ же Ядринцева в печатных изданиях определяется в качестве «заступника» и «радетеля Сибири», её «исторического и культурного деятеля».

Несмотря на разнообразие информации о Ядринцеве в Интернете, принцип её систематизации сводится по следующей схеме: сайты справочного, биографического, литературного, краеведческого направлений, на которых в полной мере дана библиография его работ, представлены фотографии Николая Михайловича и реклама его главного труда «Сибирь как колония».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Владимир Мономах.
В 1113 г. в Киеве умер нелюбимый великий князь Святополк Изяславич. Его смерть стала сигналом к восстанию. Жадный и корыстолюбивый, он успел возбудить всеобщую ненависть. Народ разграбил двор тысяцкого Путяты, дома ростовщиков. Киевляне не захотели принять на престол старейших в роде черниговских Святославичей. Пригласили Владимира Моно ...

Государственное управление в удельный период
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. его наследники пытались поначалу действовать совместно, сохраняя политическую стабильность в государстве. Они с успехом противостояли натиску кочевников – торков и печенегов – на южных рубежах Древнерусского государства. Однако во второй половине 60-х гг. XI в. разразился кризис в отношениях межд ...

Князь Святослав. (945-972)
Сын Ольги и Игоря Святослав - самый легендарный из всех киевских князей, вновь вернулся к войнам. Традиционно историки выделяют три этапа во внешнеполитической деятельности Святослава: 1. Походы против своих ближайших соседей; 2. Дальние походы на восток - река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) море, ...