Материалы » Геополитические особенности исторического развития России » Реформирование системы государственного управления в первой четверти 18 века.

Реформирование системы государственного управления в первой четверти 18 века.

Многочисленные перестройки проводимые Петром 1 в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления.

В 1721 году Петра 1 провозгласили императором, что означало дальнейшее усилие власти самого царя.

В 1711 году вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли 9 ближайших Петру 1 сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следит за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору. www.transportway.ru

В 1718 году уничтожили запутанную и громоздкую систему приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено 12 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления страной. Важнейшими коллегиями были:

1. Коллегия иностранных дел – внешнее сношение

2. военная – сухопутные силы

3. Адмиралтейская – флот

4. Камер-коллегия – сбор доходов

Статс0коллегия – расходы государства

Вотчинная – дворянское землевладение

Мануфактур-коллегия – промышленность, кроме горнометаллургической, которой ведала специальная Берг-коллегия, и др.

Фактически на правах коллегии существует учрежденный в 1720 году Главный магистрат ведавший русскими городами.

Своеобразной коллегией был Синод, или духовная коллегия, учрежденный в 1721 году. Создание синода являлось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковью и знаменовало еще 1 шаг на пути полного подчинения церкви государству. Должность патриарха – главы русской церкви была упразднена. Церковь стала составной частью государственной машины русского самодержавия.

С целью укрепления власти на местах в 1708 году страну разделили на 8 губерний:

1. Московскую

2. Петербургскую

3. Киевскую

4. Архангельскую

5. Смоленскую

6. Казанскую

7. Азовскую

8. Сибирскую

Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции в свою очередь делились на уезды.

Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.


Структура общества
В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия, росло имущественное расслоение). Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной. Особенностью восточных обществ была их строгая ...

Фабрично-заводская промышленность.
«Промышленная политика правительства Мэйдзи заключалась в следующем: поставить под государственный контроль арсеналы, чугунолитейные и судостроительные заводы и шахты, ранее принадлежавшие различным кланам или бакуфу, затем централизовать их и довести до высокого уровня развития; в то же время создавать и другие предприятия стратегическ ...

Местное самоуправление в России в начале XX века
Городовое положение, принятое в 1892 г., действовало вплоть до 1917 г. В отношении избирательных прав горожан данное Положение совершило шаг назад: хотя отменялись избирательные разряды, но сделано это было лишь за ненадобностью: круг самих избирателей был резко сужен, а позиции крупной буржуазии еще больше усилились. Избирательного пра ...