Материалы » Контрреформы в России в 80-90-е гг. XIX в. » Контрреформы в области печати

Контрреформы в области печати
Страница 1

Царствование Александра III (1881–1894) проходило в условиях процесса капитализации России с его не только хищническими, но и демократическими проявлениями: происходит развитие производственной базы, расширение производительных сил общества, сопровождающееся миграцией сельского населения в города, повышением грамотности народа, усилением его участия в культурной и социальной жизни общества, появлением в нем новых влиятельных групп (предпринимателей, инженеров, техников, рабочих). По сути дела, основным итогом ушедшего в прошлое периода было пробуждение к активной деятельности новых более широких слоев общества, бурное развитие общественной мысли. В этом состояла ценность реформ 1860-1870-х гг. Но в стране росло противостояние сил, защищающих интересы самодержавия и пытающихся модернизировать политический режим. Все это определило особенности цензурного режима нового правления. Александр III, придя к власти при личных трагических обстоятельствах, последовательно проводил курс по стабилизации ситуации в государстве, при этом он не испытывал колебаний и сомнений, сопровождавших всю деятельность его отца.

В России складывалась новая социально-политическая атмосфера, характеризовавшаяся процессом поляризации политических сил.

Развитие революционного движения, его взаимосвязь с польским освободительным движением, тактика террора организаций радикалов, неоднократные покушения на императоров и сановников самодержавия – все это выдвигало на первый план консолидацию сил, защищавших основы государства. Их программой стала известная уваровская формула: православие, самодержавие, народность. Она снова служила опорой сил, противостоявших левым группам и стремившимся к укреплению государственности, национального самосознания. И, как ни странно, во многом соответствовало веяниям нового времени, в частности мощной тяге к просвещению, что отразилось в деятельности как левых, так и правых общественных сил: от похода части интеллигенции в народ, возникновения рабочих школ, бесплатных читален до организации сети церковно-приходских школ, создаваемых церковью и властью (при Александре II насчитывалось 273 таких учебных заведения с 13 035 учениками, к концу правления Александра III – соответственно 31 835 с 981 076); в выпуске массовой печатной продукции: от лубка, народной азбуки к дешевым изданиям классиков литературы, журналов и газет, осуществляемым российскими предпринимателями, в первую очередь А.С. Сувориным, А.Ф. Марксом, И.Д. Сытиным и др., с участием великого русского писателя Л.Н. Толстого и его окружения, к многочисленным общедоступным изданиям религиозно-нравственного содержания, печатаемым в преобразованных Петербургской и Московской синодальных типографиях: в 1887 г. в стране вышло 697 названий духовно-богословских книг (2 703 482 экз.), в 1895 г. – 933 (5 396 134), в 1901 г. – 1222 (16 483 597) [16, с.342]. Эта литература выросла по названиям книг почти в 2 раза, по экземплярам – в 6 раз.

Лев Толстой замечал в 1885 г.: «Миллионы русских грамотных людей стоят перед нами, как голодные галчата, с раскрытыми ртами, и говорят нам: господа, родные писатели, бросьте нам в эти рты достойный вас и нас умственной пищи, пишите для нас, жаждущих живого, литературного слова: избавьте нас от все тех же лубочных Ерусланов Лазаревичей, Милордов Георгов и прочей рыночной пищи» [39, с.17]. В этот же период, заботясь о народной нравственности и в борьбе за влияние на народ, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев подчеркивал, что «церковь есть источник истинного народного просвещения» [5, с.489]. Это внешне разрозненное, а внутренне единое стремление разных интеллектуальных сил страны к просвещению народа способствовало развитию его культуры и грамотности. Оно шло навстречу процессу демократизации общества в будущем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Последние годы жизни Жукова
После долгого перерыва Жуков впервые публично появился в Кремлевс­ком Дворце Съездов на торжественном заседании, посвященном 20-летию По­беды в мае 1965 года. В 1965 году Жуков живет в деревне Сосновке, всту­пает вторично в брак - с Галиной Александровной Семеновой. Навещали Ге­оргия Константиновича многие - это и соратники - маршал Сов ...

Государственное устройство Булгарии
В период общинной демократии жрецы говорили народу, что на земле надо жить так, как герои верований - духи (алпы) - быть равными. Но это переставало устраивать бывших вождей, становившихся монархами. В раннефеодальном обществе монарх еще продолжал советоваться с дружиной, то есть был ограниченным монархом. Но когда военные вожди стали м ...

Политическая жизнь России в начале ХХ века
Вопросы: 1. Образование политических партий в России 2. Опыт парламентской деятельности до 1917 гг. Партии – политические организации, объединяющие людей для решения политических задач. Каждая партия имеет программу, где излагаются цели партии, средства их достижения. На лекции подробно будет рассказано о том, какое значение имеют в ...