Султанская власть и имперские амбицииСтраница 7
В ремесле того времени господствовал мелкий товаропроизводитель, не пользовавшийся наемной рабочей силой. Ремесленное производство было основано на ручном труде. Рост производительности достигался дальнейшим разделением труда. В процессе производства круг предметов, относившихся к специальности мастера, все более сужался, узкая специализация позволила довести мастерство ремесленников до совершенства. Большой популярностью в Османской империи и Европе пользовались бархат из Бурсы, ковры, вытканные в Ушаке и Конье, ткани из козьей шерсти, привозимые из Анкары. Болгарский город Самоково был известен как центр железоделательной промышленности, изделиями из меди прославились Диярбакыр, Эрзурум, Кастамону, крупнейшими центрами керамического производства были города Кютахья и Изник.
В XVI в. ремесленники османских городов уже объединились в хнафы (цеховые организации). Цехи средневековья были порождены глубокой натуральностью хозяйства, ограниченностью рынка, стабильностью способа производства. В цехах существовала внутренняя иерархия и система контроля над производством и сбытом. Эснафы закрепляли и консервировали определенный способ производства, устанавливая соответствующие методы работы и предъявляя строгие претензии в отношении количества и качества изготовляемых изделий. Столь же строго регламентировался сбыт. Каждый цех имел определенный район, где он мог продавать свою продукцию. Никто не имел права превышать цены, установленные на товары. В условиях существования сильной государственной власти эснафы не играли большой роли в управлении городов, хотя цеховые старейшины входили в состав "именитых граждан" города. Даже в административных и финансовых вопросах автономия цеха была ограничена правительством.
По мере роста городов и расширения ремесленного производства развивалась и торговля. Сколь ни ограниченной была потребность крестьян в продуктах ремесла, все же они вынуждены были покупать в городе соль, ткани, некоторые орудия производства и предметы домашнего обихода. Соответственно на рынок поступали продукты земледе-лия и животноводства. Основная часть торговых операций совершалась на базарах, происходивших в городах и крупных селах в определенные дни недели, чаще всего по пятницам. В ряде районов Османской импе-рии, прежде всего на Балканах, все большую роль начинает играть ярмарочная торговля; объем закупок, совершавшихся на ярмарках, заметно возрос в XVI в. Развитие межгородских и региональных связей серьезно сдерживалось ограниченными возможностями караванной транспортировки товаров.
Торговля производилась оптом и в розницу. В городах существовали группы оптовых торговцев, располагавших довольно большими капиталами. Наиболее богатые среди них были связаны с закупками продовольственных товаров. Многие купцы были связаны с внешней торговлей - ввозили ткани, металлы и предметы роскоши из европейских стран, Ирана, Индии.
Власти были заинтересованы в развитии внутренней торговли, являвшейся одним из наиболее важных источников доходов казны. Султанское правительство принимало меры к восстановлению и охране дорог и мостов, вдоль важнейших караванных путей было построено много караван-сараев. Однако в существовавших в то время условиях торговля не могла свободно развиваться. Многочисленные внутренние пошлины, неразвитость транспортных средств, трудность морских сообщений - все это тормозило ее развитие. Особенно пагубное влияние оказывала полная незащищенность личности и имущества купцов от притязаний местных властей. Произвол пашей и султанских чиновников вынуждал торговцев скрывать свои богатства и ограничивать масштабы коммерческих операций. Многие из них предпочитали копить деньги или вкладывали их в недвижимое имущество - землю, дома, лавки, склады. Среди торговцев преобладали армяне, греки, евреи, арабы, сербы, болгары. Сами турки мало занимались торговлей. Это объяснялось не только презрительным отношением сипахи к профессии купца, но и тем, что турецкая народность отставала в своем социально-экономическом развитии от многих народов, оказавшихся под их властью.
Язычество.
При племенной жизни главное «божество» – само племя; поэтому боги и религиозные представления занимали сравнительно небольшое место в жизни кочевников. Арабы считали, что богов существует много. Чаще всего боги «жили» на определенной территории, во всяком случае их могущество в пределах своих владений проявлялось с наибольшей полнотой. ...
Неудача преобразований Александра 1.
Нам известны начинания Александра 1, почти все они были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел. В самом деле, мечты о конституционном порядке осуществлены были на западном крае России, в Царстве Польском. Действие этой конституции причинило неисчислимый вр ...
Ограничение самодержавия в России в начале XX века
Самодержавная власть предпринимает первую попытку реально сформировать высшее представительное учреждение России. При этом предполагалось максимально ограничить и урезать влияние этого учреждения на государственную политику. В первом проекте (6 августа 1905 г.) компетенция Государственной думы сводилась к сугубо совещательной функции. В ...