Материалы » Развитие Османской империи » Султанская власть и имперские амбиции

Султанская власть и имперские амбиции
Страница 9

"Военный" класс также состоял из множества отдельных групп и прослоек. В наиболее общей форме он делился на "людей меча" и "людей пера". Основной функцией первых была военная служба, вторых - служба в государственном аппарате. Однако профессиональные различия играли второстепенную роль в силу недостаточной дифференцированности отдельных звеньев государственного управления. Более важны были показатели происхождения и политического влия-ния. "Люди меча" являлись, как правило, мусульманами по происхождению и наследовали свои права и обязанности от родителей. Хотя они играли важнейшую роль в обеспечении порядка и спокойствия на местах, возможности их проникновения в ряды столичной правящей верхушки были сведены до минимума.

Среди "людей пера" наиболее велико было значение "государевых рабов". Выдвигая безродных, обращенных в ислам людей на самые высокие государственные должности, османские султаны рассчитывали более уверенно держать в повиновении весь аппарат власти. Чтобы в их среде не могла сложиться придворная аристократия, которая была бы серьезной помехой для деспотической власти султанов, было пред-писано, дабы дети "государевых рабов" не наследовали посты своих отцов, но переходили в категорию "людей меча".

Для ограничения влияния капыкулу султаны активно привлекали к государственной службе мусульманское духовенство. При участии улемов догматы ислама были положены в основу государственно-правовой жизни. Им же был поручен надзор за соблюдением норм шариата и султанских законов. Фактически же они стали осуществлять контроль за действиями представителей центральной власти на местах. Таким образом, внутри господствующего класса сложился определенный баланс сил: "государевы рабы" уравновешивали центробежные тенденции провинциальных сипахи, а улемы ограничивали произвол "государевых рабов". Существование подобного баланса было необходимым условием работы государственного механизма и укрепления деспотической власти османских султанов. Османское государственное устройство. Отсутствие прочных экономических и социальных связей внутри империи позволяет рассматривать Османскую державу прежде всего как политическую общность, единство которой поддерживалось главным образом благодаря военной силе и активной деятельности административного аппарата. Она во многом напоминала другие средневековые восточные деспотии, отличаясь от них лишь четкостью своей военно-феодальной организа-ции. К. Маркс считал ее "единственно подлинной военной державой средневековья".

Увеличение роли "государевых рабов" в окружении монарха и в управлении страной, возрастание значимости бюрократических элементов в административном аппарате способствовали утверждению деспотических начал османского политического режима. Объявленный мусульманскими законниками "тенью бога на земле" султан (а точнее падишах, т.е. император) полностью распоряжался жизнями и имуществом всех своих подданных. Его личность считалась священной и неприкосновенной.

Первой фигурой в империи после султана был великий везир, который ведал всеми политико-административными и военными вопросами. Ему подчинялись все остальные везиры, государственные чиновники, губернаторы провинций. В годы правления Сулеймана I су-щественно возросла роль лица, считавшегося высшим духовным авторитетом в государстве - столичного муфтия, или шейх-уль-ислама. Стремление османских правителей использовать ислам для укрепления авторитета центральной власти нашло свое выражение в сложившейся практике испрашивать у главного муфтия фетву по важнейшим I решениям, принимаемым султанским правительством.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12


СССР в годы застоя (1964-1985 гг.)
Падение Хрущева. Реформа 1965 г. и её провал Экономика дефицита. - Стагнационные процессы в социальной и политической сферах. - Формирование духовной оппозиции - диссидентского движения. - Внешняя политика, разрядка и возврат к напряжённости. Падение Хрущева. Реформа 1965 г. и её провал. Экономика дефицита Авторитет Хрущева был подорв ...

Законодательная основа самодержавия при Павле I
В сравнении с «золотым веком» последние годы XVIII в., годы правления Павла I, кажутся временем регресса и разрушения достигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении государством. Чтобы понять и правильно оценить недолгое царствование Павла I, следует учитывать, что император взошел на престол в возрасте 42 лет; это был челов ...

Эпоха «Перестройки» (1985-1991 гг.). Попытки модернизации социализма («Перестройка»)
К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались « ...