Материалы » Развитие Османской империи » Султанская власть и имперские амбиции

Султанская власть и имперские амбиции
Страница 1

Внутреннее управление османского бейлика на первых порах было крайне примитивным. Осман и Орхан утверждались в звании бея на совете племенной знати. Бей выступал прежде всего как военачальник, а основной его функцией являлась организация военного дела для осуществления грабительских походов против соседей. В качестве ближайших сподвижников бея выступали его родственники - сыновья, братья, которых он назначал правителями захваченных городов и крепостей.

В ходе предпринятых в первой половине XIV в. завоеваний процесс социальной дифференциации в османском обществе усилился. Племенная знать, сосредоточившая в своих руках большие богатства в виде земель, скота и золота, все дальше отрывалась от основной массы населения, постепенно оформляясь в правящий класс. Большое значение для ускорения эволюции общественных отношений имело постепенное слияние тюркских племен с местным оседлым населением, являвшимся носителем иных (византийских) цив лизационных порядков. Важную роль в социально-экономичсскс жизни княжества играли и города, особенно Бурса, Изник и Анкар, которые были не только административными, но и торговыми, культурными и ремесленными центрами. По мере расширения территории бейлика усложнялось его управление. При Орхане появились первые везиры, начала чеканись собственная монета - акче, весом 1,15 г, содержавшая первоначальь до 90 % серебра. Изменилась и организация армии. Были созданы oтдельные отряды пехоты (яя, или пияде) и конницы (мюселлем). В время походов воины, входившие в эти отряды, получали жалованье; размере 1 акче ежедневно. В мирной обстановке они обрабатыва земли, выделенные им для личного пользования центральной властью и освобожденные от налогов. Так был сделан первый шаг на пути перехода от племенного ополчения к феодальной армии. Хотя созданное в первой половине XIV в. войско состояло в основном из пеших и конных общинников-ополченцев (азапов и акынджи), военные преобразования в бейлике свидетельствовали о далеко идущих планах его правителей. Новое войско должно было обеспечить не только завоевания на Балканах, но и объединение Малой Азии под их властью. Успешная реализация этих планов позволила Мураду незадолго до смерти принять титул султана.

Важнейшую роль в укреплении централизованной монархии сыграло обращение османской правящей верхушки к практике раздачи условных земельных пожалований - тимаров. Как правило, первые османские тимары представляли собой ненаследственные пожалования части завоеванных земель, дававшиеся их владельцам - сипахи при условии обязательного выполнения определенной, чаще всего военной, , службы. С XV в. условные держания (их общее название дирлики) различались прежде всего по размерам их доходов. Собственно тимарами считались владения, приносившие от 3 тыс. до 20 тыс. акче. Получавшие их сипахи обычно называются тимариотами. Более крупные земельные пожалования – зеаметы – давали их держателям (займом) доход от 20 тыс. до 100 тыс. акче. Наконец, существовали и крупные наделы – хассы - с доходами свыше 100 тыс. акче. Основной обязанностью тимариотов и займов было участие в военных походах вместе с определенным количеством снаряженных ими людей. Хассы предоставлялись лицам, занимавшим высокие государственные посты, на время их службы.

Тимарная система должна была обеспечить воспроизводство основной массы сипахи - наиболее многочисленной прослойки складыва-ющегося феодального класса. Авторы XV-XVI вв. относили их к категории "людей меча", поскольку сипахи были обязаны нести военную службу в рядах конного ополчения и одновременно отвечать за поддержание порядка на местах и исправное выполнение зависимым крестьянством повинностей перед государством. Само возникновение этой системы стало возможным в результате расширения османских владений за счет Византии и балканских государств. В свою очередь увеличение численности владельцев тимаров означало значительное повышение военного потенциала Османского государства, а следовательно, и возможности продолжения и расширения масштабов агрессивной внешней политики.[15]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Реформирование системы государственного управления в первой четверти 18 века.
Многочисленные перестройки проводимые Петром 1 в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления. В 1721 году Петра 1 провозгласили императором, что означало дальнейшее усилие власти самого царя. В 1711 году вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли 9 ближайших Петру 1 сановн ...

Отношение к ребенку в ранее средневековье
В формировании принятых тогда воззрений, естественно, сыграли свою роль унаследованные от прошлого традиции. Некоторые из них предписывали взгляд на ребенка, совершенно чуждый не только современному, но и средневековому сознанию более поздней поры. Так в учениях авторитетных раннехристианских ортодоксов — Августина, Григория Великого, И ...

Россия на рубеже XX-XXI века
Говоря о политическом и экономическом положении России в современном мире мы должны провести анализ ее состояния как минимум за последние десять лет уходящего века, полных драматических событий и потрясений. Особое место среди них занимают августовские 1991 года события, которые стали точкой отсчета качественно нового этапа - процесса о ...