Материалы » Петр I как дипломат » Понятие "дипломатия". Роль дипломатических отношений в развитии государств.

Понятие "дипломатия". Роль дипломатических отношений в развитии государств.
Страница 4

К сожалению, всякий компромисс годен для определенного момента, и надежное будущее державы он обеспечить не может. Это будущее во многом зависит от верного выбора друзей. Ярослав поддерживал отношения с варягами и был готов к дружбе с Польшей, но, к сожалению, ни он, ни его окружение не испытывали симпатий к Византии. Ухудшение отношений между Киевом и Константинополем в 30-40-е годы XI века происходило на фоне резкого обострения противоречий между православным Востоком и католическим Западом. Религиозное противостояние Рима и Константинополя завершилось окончательным расколом христианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) в 1054 году.

Тем временем антигреческие настроения Ярослава и его окружения, во многом вызванные стремлением освободить киевскую митрополию от опеки константинопольского патриарха, вылились в военный конфликт. В 1043 году русский флот во главе с сыном Ярослава - Владимиром и воеводой Вышатой двинулся на Константинополь. Летописец сообщает, что "буря велика" разбила корабли русских. Но, вероятно, причиной гибели русского флота вновь стал "греческий огонь". Во всяком случае, спасавшихся на берегу русских избивала и брала в плен латная конница византийцев. Владимиру с частью дружины удалось вернуться на Русь, а воевода Вышата был пленен и выпущен греками лишь спустя три года. Множество русских пленных византийцы ослепили. Эта неудача заставила Ярослава прекратить активную внешнюю политику, направленную против греков.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году в Киеве воцарился Изяслав.

В то время немалые перемены произошли не только в Западной Европе и Византии, но и в Великой степи. Проникавшая с IX века в печенежские кочевья мусульманская пропаганда делала свое дело. Правда, ей противодействовала пропаганда христиан, но сторонники христианства потерпели поражение у печенегов, большинство которых высказалось за принятие ислама. В результате печенеги сделались злейшими врагами всех христианских стран. Малоазийские области Византийской империи захватывали сельджуки, доходя порой до города Никеи и пролива Босфор, а на Балканском полуострове греков теснили печенеги. Со второй половины XI века полное завоевание туркменами-сельджуками всей Малой Азии стало реальной угрозой для Византийской империи.

В тот же период на историческую сцену Восточной Европы вышли куманы, или половцы, названные так из-за соломенного цвета волос (солома - полова). К середине XI века они захватили почти всю территорию современного Казахстана, пересекли нижнее течение Волги и появились в южнорусских степях. Голубоглазых, светловолосых куманов на Руси стали называть половцами.

После смерти Ярослава Мудрого князь Всеволод пытался установить контакты с половцами, но безуспешно. Постоянные стычки русских и половцев завершились тем, что в сентябре 1068 г. половцы двинулись в большой поход на Русскую землю.

1 ноября 1068 года князь Святослав Ярославич, имея всего 3 тысячи русских ратников, наголову разбил 12 тысяч половцев в битве на реке Снови. Больше опасности для существования Руси половцы не представляли.

Переходя к более позднему времени, можно сказать, что в Средние века в европейских международных отношениях большую роль играло христианство и папский престол. Католическая церковь пыталась подчинить себе все государства. Римская империя направляла свою деятельность в трех направлениях. Во-первых, за обладание всей политической светской властью в Европе. Монарх - наместник Рима, каждый его шаг должен быть согласован с Римом. Во-вторых, огнём и мечом расширить свою власть в новых странах и регионах: в мусульманских странах и, в большей степени, в Восточной Европе (Россия). И, в-третьих, организация крестовых походов.

В ХІІІ - ХУ ст. папское влияние ослабевает в Европе из-за укрепления монархий. Крепнут города, которые поддерживают сильную государственную власть. Церковь в попытке адаптироваться к новым условиям устраивает Вселенские церковные соборы,

Страницы: 1 2 3 4 5


Окончательное оформление крепостного права в России в 17 веке
В 17 и 18 веках крепостное право окончательно утверждается в России. Введен Юрьев день (28 ноября). В течении двух недель крестьяне могли выбирать помещика. Позже Юрьев день отменен. В 1648-1649 гг. проходили заседания Земского собора, завершившиеся принятием «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собо ...

Другую из лисы коварной создал бог –
Все в том берет она, сметлива хоть куда, Равно к добру и злу ей ведомы пути, И часто то бранит, то хвалит ту же вещь, То да, то нет. Порыв меняется что час. [18. с. 122]. Описывая женщину-собаку, Семонид Аморский допускает, что большую роль в жизни женщины играет домашнее хозяйство, которым ограничена женщина, испытывающая недостато ...

Внешняя политика. Внешняя политика до 1812 года.
В самом начале царствования Александра был заключен мир, а затем «кон­венция о дружбе» с Великобританией (в июне 1801 г.). В 1801 г. Грузия, спасаясь от натиска Персии, просила русского императора принять ее в подданство и под защиту России; Александр исполнил эту просьбу, и в 1804 г. Персия объявила России войну, которая продолжалась ...