Геополитическое положение и международно-правовой статус
Тува в начале ХХ века была «перекрестком» географических ландшафтов (стыком таежных и центрально-азиатских пустынно-степных природных комплексов и климатических зон, ареалом уникального разнообразия фауны и флоры), цивилизаций (евразийской, кочевой, китайской), формаций (феодально-патриархальных отношений, китайского позднего феодализма, перешедшего в результате Синьхайской революции в стадию раннего капитализма, и российского зрелого капитализма), этносов и племен (здесь проходила разделительная черта между монгольским и тюркским «мирами»). В силу уникального геополитического положения края в его развитии прослеживаются процессы многостороннего переплетения межцивилизационных, межформационных, межукладных и межклассовых отношений, а также синтезированные в их ходе переходные категории. Вместе с тем тувинцы, несмотря на сильное влияние внешней среды, были и остаются самобытным жизнестойким этносом со своеобразным менталитетом и богатой духовной и материальной культурой.
Занимая самый центр азиатской суши, Тува отстоит от мирового океана на 2,5-3 тыс. км. Замкнутость ее в плотном кольце горных хребтов ограждала тувинцев от чрезмерного и нежелательного влияния извне, не приводя, однако, к этнической изоляции. По природно-климатическим (естественно-историческим) характеристикам подавляющая часть территории Тувы относится к Южной Сибири: от Монголии ее отделяет один из величайших мировых водоразделов, проходящий по горным хребтам Сенгилен, Танну-Ола и Цаган-Шибэту. [5, С. 16]. Наиболее тяготеющими к Монголии и подверженными ее политическому, религиозному и культурному влиянию (вплоть до языковой и этнической ассимиляции) были тувинские племена, кочевавшие к югу от хребта Танну-Ола и жившие с монголами в одинаковых природно-климатических условиях. Большая открытость по направлению к Югу и природно-этническая принадлежность к Северу во многом определяли специфику истории Тувы.
Значительная удаленность Тувы от портов, являвшихся «центрами силы» западно-европейских стран, обезопасила ее от вмешательства с их стороны. И напротив, наличие сухопутных границ с Россией и Внешней Монголией (в составе Китая) во многом обусловило то, что она стала объектом борьбы между Россией, Монголией и Китаем. В этой борьбе шансы России, по оценке английского путешественника и разведчика Д. Каррутерса, изначально выглядели наиболее предпочтительными. Он писал: «К русскому покровительству туземцы относятся здесь весьма доброжелательно… Странно будет, если в один прекрасный день все эти земли не подпадут окончательно под протекторат Российской империи». [17, С. 176].
Факты свидетельствуют, что для Китая Тува служила прежде всего буферной зоной между ним и Россией, частью плацдарма для предполагаемого военного наступления на Южную Сибирь и Казахстан, а также поставщиком пушнины. Цинские власти были заинтересованы в экономической и культурной изоляции Тувы, но из-за ее отдаленности и активного развития русско-тувинских связей поддерживать такой режим не могли. Кроме того, цивилизационно и этнически Тува, как и Монголия, не стала для Китая «своей». Феодально-чиновничья иерархия с ее чинами и знаками отличия, ведение управленческих и судебных дел по китайским законам, устойчивый потребительский спрос местного рынка на китайские товары, особенно ткани, предметы роскоши, чай и табак, использование в строительстве буддийских храмов (хурэ) элементов китайской храмовой архитектуры – вот и все, что связывало Туву с Цинской имерией. Ни конфуцианская философия, являющаяся стержнем китайской цивилизации, ни китайская культура глубокого влияния на тувинцев не оказали.
Возникновение ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда
Великий пророк Мухаммед, основатель Ислама, родился в городе Мекке, на рассвет С июня 569 года. Он происходил из значительного рода корейшитов, который уже в те времена имел глубокие корни. В истории сохранились имена двух братьев – Хошима и Абд Хашим – прадед Мухаммеда был великим благодетелем Мекки. Город этот был построен на бесплодн ...
Крестьянская война под предводительством Степана Разина
Протестное движение крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в. К предпосылкам восстания относят оформление крепостного права (Соборное Уложение 1649) и ухудшение жизни социальных низов в связи с русско-польской войной и денежной реформой 1662. Идейный и духовной кризис общества усугубился реформой патриарха Никона и церковным ра ...
Русь в период феодальной раздробленности в XII-XIII вв. Феодальная
раздробленность и ее причины. Характеристика основных феодальных княжеств и
земель. Политическое устройство. Хозяйство. Культура.
Государственное единство Руси, как и империи Карла Великого, никогда не было прочным.
Признаки её дробления намечаются со второй половины ХI в. однако окончательный распад на самостоятельные княжества происходит лишь во второй трети ХII в.
Дробление страны было связано с развитием хозяйства и эволюцией феодализма. С середины ХI в. нач ...