Материалы » Петр I как дипломат » Понятие "дипломатия". Роль дипломатических отношений в развитии государств.

Понятие "дипломатия". Роль дипломатических отношений в развитии государств.
Страница 2

Национальные интересы редко выступали в истории в чистом виде. Они облекались в те или иные этико-религиозные (идеологические) одежды, реализовались в ходе религиозных войн и национально-освободительных движений. Идеология поднимала частный национальный интерес до уровня "общего".

Зачастую государственные интересы противопоставляют национальным и общественным (интересам гражданского общества). Нередко, признавая их взаимосвязь, все же считают целесообразным определять их в рамках дихотомии "национальный интерес - государственный интерес".

Главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства. Контуры, внешняя упаковка национального интереса во многом определяется идеалом, отражающим ценности данного общества, но все же сам этот идеал немыслим без основополагающего императива самосохранения. Существует некий комплекс критических параметров, нарушение которых даёт основание говорить о том, что государство не способно отстаивать свой суверенитет и самостоятельность. При разработке национальных интересов и принятии на их основе тех или иных внешнеполитических решений руководители государств учитывают объективные экономические, политические, географические и иные факторы, внутриполитические интересы, политические маневры различных социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций и т.д. Учитываются также и возможные реакции на эти решения на международной арене со стороны тех государств, которые они, так или иначе, затрагивают.

Таким образом, главной детерминирующей силой внешнеполитической деятельности является национальный или государственный интерес. Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересах. В формулировании обеих категорий интересов и в формировании внешнеполитической стратегии, призванной их реализовать, немаловажное значение имеет система ценностных ориентаций, установок, принципов и убеждений государственных деятелей - восприятие ими окружающего мира и оценка места своей страны в ряду остальных государств, составляющих мировое сообщество.

Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.

Организация дипломатической деятельности неотделима от внешнеполитической функции государства. Зарождение государственности даже в такие "непросвещенные" времена, как IX-X веках на территории киевской Руси, неизбежно предполагает с первых же шагов древней Руси на международной арене существование определенных организационных внешнеполитических начал, конкретных дипломатических средств, методов, форм, приемов, свойственных не только уровню развития данного государства, но и в известной степени международной практике своего времени.

В период перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу, на этапе "военной демократии", зарождаются войны как социальное явление, закладываются и основы государственной дипломатической службы. Дипломатическая деятельность "военно-демократических" общественных образований, а позднее классовых государств зарождается как средство закрепления результатов военных предприятий, создания различных международных политических комбинаций для дальнейших завоевательных походов или для обороны против опасных соперников.

Зарождение дипломатической системы древней Руси - это, прежде всего содержание дипломатических переговоров и дипломатических соглашений, расширение круга и степень значимости поднимаемых в них политических вопросов; вовлечение в сферу дипломатической активности Руси все большего количества государств и народов зарождение и развитие посольской службы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Внешняя политика
Начиная с XX съезда КПСС внешняя политика начала проводиться с учетом новых реалий современности, что привело к некоторому смягчению международной напряженности. По мысли Хрущева, в ходе мирного сосуществования социализм должен был продемонстрировать миру свои преимущества как системы, и движение человечества к социализму станет необрат ...

Османская империя в конце XVIII в. Зарождение «Восточного вопроса»
Россия не смогла в конце XVII в. обеспечить себе жизненно важное для нее право торгового судоходства по Черному морю. В свою очередь Турция не пожелала примириться с потерей Азова в 1696 г. Новый султан Ахмед III (1703—1730) в течение всего своего царствования был ревностным продолжателем активной военной политики. Прежде всего, он стре ...

Реформы государственного управления СССР в 1950-60-е годы
Более серьезные изменения произошли в деятельности местных органов советской власти. Так, в 1957 г. ЦК КПСС постановил усилить роль местных советов в хозяйственном строительстве путем активизации работы их постоянных комиссий, особенно в плановой и бюджетно-финансовой сферах. Помимо этого, на местах возникло много общественных организац ...