Материалы » Функции исторического познания. Методология истории » Методология науки и курса всеобщей истории

Методология науки и курса всеобщей истории

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития метода (способов исследования) как показывает познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод — это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории. ru.musictext.net

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной — материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально-исторические методы исследования:

1. хронологический — предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

2. синхронный — предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

3. дихронный — метод периодизации;

4. историческое моделирование;

5. статистический метод.


1917-й год в судьбе России. Выбор исторического пути. Двоевластие. Расстановка политических сил. Альтернативы развития
После падения самодержавия в России предстояло создать новую форму правления, сформировать новое государство и его структуры, параллельно решать проблемы, поставленные самой революцией, в т.ч. определить отношение к войне, решить аграрный вопрос, разрешить национальные противоречия, а также организовать снабжение населения продовольстви ...

Новгородская земля.
На огромных пространствах Новгородской земли, населённых славянами и финно-угорскими племенами, могли бы с успехом уместиться несколько европейских государств. С 882 г. по 1136 г. Новгород - "северный страж Руси" - управлялся из Киева и принимал в качестве наместников старших сыновей киевского князя. В 1136 г. новгородцы изгна ...

Галицко-Волынская земля.
Юго-Западная Русь с ее высокоплодородными почвами, и мягким климатом, расположенная на пересечении многочисленных торговых путей, имела блестящие возможности для экономического развития. В ХIII в. здесь сосредоточилась почти треть городов всей Руси, и городское население играло важную роль в политической жизни. Но княжеско-боярсие распр ...