Материалы » Функции исторического познания. Методология истории » Методология науки и курса всеобщей истории

Методология науки и курса всеобщей истории

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития метода (способов исследования) как показывает познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод — это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории. ru.musictext.net

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной — материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально-исторические методы исследования:

1. хронологический — предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

2. синхронный — предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

3. дихронный — метод периодизации;

4. историческое моделирование;

5. статистический метод.


Меры сыпучих тел.
Для XVI—XVII вв. имеется достаточное количество источников, на основа­нии которых можно составить четкое представление о мерах сыпучих тел. В частности, «Торговая книга» говорит об этом виде мер следующим образом: «Коли меряют хлеб, ино мерятв оковами и четвертями. В окове 4 четверти; в четверти 2 осьмины или 8 мер; в полчетверти 4 меры ...

Антибольшевистские правительства России
Белое движение сформировалось в ноябре 1917 г., когда бывший начальник штаба императора генерал М.В.Алексеев начал формировать в Новочеркасске Добровольческую армию. Для управления подчиненной территорией сформирован административный орган – Особое совещание. После смерти Алексеева в 1918 г. главнокомандующим ДА и председателем ОС стал ...

Основные предпосылки революции и ее задачи
Сложный и противоречивый характер социально-экономического и политического развития страны обусловил возникновение революционного кризиса. Исходя из рассмотренного выше материала, в числе предпосылок революции можно выделить: 1 экономические: - противоречие между начавшейся в стране капиталистической модернизацией и сохранением докапи ...