Материалы » Отечественная история » Российская империя в первой половине XIX в.

Российская империя в первой половине XIX в.
Страница 2

3) Расширение товарности = модернизация производства.

2 х увеличение посевных площадей.

Многопольный севооборот.

С/х техника. Расширение ассортимента земледельческих культур.

Картофель – полевая культура.

Увеличение посевов сахарной свеклы. Виноградарство, табаководство.

Юг, северо-запад – наемный труд Þ новые производственные отношения.

застой в производительных силах

низкая продуктивность

экспорт хлеба – за счет голодания основной массы населения

Промышленность

Частновладельческие и государственные мануфактуры.

Нерентабельные, малопродуктивные, не удовлетворяют потребности.

Застой в отраслях с принудительным трудом.

Первая половина XIX в. – потеря Уралом лидирующего положения в промышленности. Посессионные и приписные мануфактуры.

Отставание по выплавке чугуна (в 3,5 раза от Англии).

14-кратное увеличение использования наемного труда за первую половину XIX в.

30-40-е гг. XIX в. – начало промышленного переворота.

Легкая промышленность. Производство железа (паровой двигатель вместо конного).

Машинное оборудование – Англия, Бельгия.

Зарождение русской машиностроительной промышленности.

Первые – в Петербурге.

Нижний Новгород – Сормовский завод.

Новый социальный слой – вольнонаемные рабочие.

Принудительный труд невыгоден на фабриках и заводах.

Не хотят приобретать новые навыки; ломают механизмы.

Вольнонаемный труд = эффективное производство.

Жители городов, крестьяне, крепостные «отходники».

К 1860 г. – 4/5 вольнонаемных рабочих.

До конца XIX в. – нет фабричного законодательства.

Не лимитирована з/п, продолжительность рабочего дня, применение женского и детского труда, страхование и т.д.

По сравнению с Западной Европой: более низкая з/п, наиболее продолжительный рабочий день.

Бесконтрольная эксплуатация = мощный социальный протест в конце века.

Формирование новых промышленных районов:

Северо-Западный (Петербургский),

Центральный (Московский)?

Харьковский.

Все остальные (кроме Урала) – нет промышленности!

Вдали от центра – натуральное хозяйство.

Домотканая одежда, собственное питание, сами возводят дома.

Кустарное производство. Характерно для многих отраслей легкой промышленности (наряду с фабричным).

Производственно-художественные села: Палех, Гжель и т.д.

В первой ½ XIX в. – крепостная, кустарная, вольнонаемная мануфактуры, первые фабрики и заводы.

Финансы. Накопление капиталов.

Эмиссия ассигнаций (финансирование войн, поддержка дворянства).

Первая ¼ XIX в. – 4 x эмиссия

Обесценивание ассигнаций.

Павел I, Александр I – попытки преодолеть.

1839-1844 гг. – финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.

Серебряный рубль.

С 1843 г. – обмен ассигнаций на кредитные билеты (3,5/1). Кредитные билеты – на серебро.

Бездефицитный государственный бюджет (Крымская война 1853-1856 гг.).

Накопление капиталов – медленно и, чаще всего, незаконно.

Новые буржуазные династии – Сапожниковы, Морозовы, Бибиковы, Кондрашовы.

Многие родоначальники – из крепостных. Менталитет.

Деньги из торговли – в промышленность.

Торговля.

Медленное формирование всероссийского рынка.

крепостное право

нищенское существование

низкая покупательная способность населения

Основные покупатели: дворянство, купечество, часть горожан.

Увеличение ассортимента; расширение торговых операций.

Появление на рынке ПРОМЫШЛЕННЫХ товаров.

Торговые центры – ЯРМАРКИ. Нижегородская, Ирбитская, Ростовская

Развитие магазинной торговли.

Крупные магазины: Тверская, Петровка, Кузнецкий мост.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ.

Экспорт > Импорт = активный баланс.

Экспорт: хлеб, лес, сало, пенька, щетина, воск, мед, меха, икра, золото, полудрагметаллы

Импорт: предметы роскоши, модная одежда, мебель, машины д/мануфактур (мало), химические продукты, колониальные товары.

Слабые попытки буржуазии освоить внешнюю торговлю.

Восточноазиатские рынки – только к концу века, после завоевания.

Транспорт.

Москва – центр, куда идут все дороги.

Ж/д сеть – по этому же принципу.

Связь с Западной Европой – Балтика, Черноморье.

Небольшой торговый флот. Использование иностранных судов.

Внутренняя СПС – архаична.

1810 г. – Мариинская система каналов. Петербург – волжский торговый путь.

Тихвинская система: центр России – Балтика.

Первые пароходы. К середине века – более 10.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ.

С конца 30-х г. XIX в.

1837 г. – Петербург – Царское село.

1839 г. – Варшавско-Венская.

1843-1851 г. – Петербургско-Московская железная дорога.

Александр I. Начало правления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Забота о городах
20-го февраля 1910 года П. А. Столыпин давал разъяснения в Государственном Совете насчет законопроекта о взимании сбора с грузов в пользу городов. Он указал, что этими сборами города воспользуются для сооружения определенных дорог. Период сбора будет кратковременным и обложен сбором будет тот груз, который впоследствии воспользуется под ...

Российская империя в ХVШ столетии
«Эпоха дворцовых переворотов». Историей этой эпохи - как и эпохой Петра - занимались десятки историков. Время интересное - Россия европеизировалась, тянулась к Западу, хотела быть на него похожей - но все процессы шли в Восточной Европе иначе, чем в Западной (потому что - страна аграрная, крепостное право, сохранялась община и общинное ...

Российская империя в первой половине XIX в.
Россия в первой четверти XIX в. Дворцовый переворот 1801г. Александр I. Эра либерализма. Негласный комитет. Реформы с системе государственного управления. Министерства. Государственный совет. Указ о вольных хлебопашцах. Новое положение об устройстве учебных заведений. Внешняя политика и ее основные направления, "Восточный вопрос&qu ...