Материалы » Отечественная история » Российская империя в первой половине XIX в.

Российская империя в первой половине XIX в.
Страница 2

3) Расширение товарности = модернизация производства.

2 х увеличение посевных площадей.

Многопольный севооборот.

С/х техника. Расширение ассортимента земледельческих культур.

Картофель – полевая культура.

Увеличение посевов сахарной свеклы. Виноградарство, табаководство.

Юг, северо-запад – наемный труд Þ новые производственные отношения.

застой в производительных силах

низкая продуктивность

экспорт хлеба – за счет голодания основной массы населения

Промышленность

Частновладельческие и государственные мануфактуры.

Нерентабельные, малопродуктивные, не удовлетворяют потребности.

Застой в отраслях с принудительным трудом.

Первая половина XIX в. – потеря Уралом лидирующего положения в промышленности. Посессионные и приписные мануфактуры.

Отставание по выплавке чугуна (в 3,5 раза от Англии).

14-кратное увеличение использования наемного труда за первую половину XIX в.

30-40-е гг. XIX в. – начало промышленного переворота.

Легкая промышленность. Производство железа (паровой двигатель вместо конного).

Машинное оборудование – Англия, Бельгия.

Зарождение русской машиностроительной промышленности.

Первые – в Петербурге.

Нижний Новгород – Сормовский завод.

Новый социальный слой – вольнонаемные рабочие.

Принудительный труд невыгоден на фабриках и заводах.

Не хотят приобретать новые навыки; ломают механизмы.

Вольнонаемный труд = эффективное производство.

Жители городов, крестьяне, крепостные «отходники».

К 1860 г. – 4/5 вольнонаемных рабочих.

До конца XIX в. – нет фабричного законодательства.

Не лимитирована з/п, продолжительность рабочего дня, применение женского и детского труда, страхование и т.д.

По сравнению с Западной Европой: более низкая з/п, наиболее продолжительный рабочий день.

Бесконтрольная эксплуатация = мощный социальный протест в конце века.

Формирование новых промышленных районов:

Северо-Западный (Петербургский),

Центральный (Московский)?

Харьковский.

Все остальные (кроме Урала) – нет промышленности!

Вдали от центра – натуральное хозяйство.

Домотканая одежда, собственное питание, сами возводят дома.

Кустарное производство. Характерно для многих отраслей легкой промышленности (наряду с фабричным).

Производственно-художественные села: Палех, Гжель и т.д.

В первой ½ XIX в. – крепостная, кустарная, вольнонаемная мануфактуры, первые фабрики и заводы.

Финансы. Накопление капиталов.

Эмиссия ассигнаций (финансирование войн, поддержка дворянства).

Первая ¼ XIX в. – 4 x эмиссия

Обесценивание ассигнаций.

Павел I, Александр I – попытки преодолеть.

1839-1844 гг. – финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.

Серебряный рубль.

С 1843 г. – обмен ассигнаций на кредитные билеты (3,5/1). Кредитные билеты – на серебро.

Бездефицитный государственный бюджет (Крымская война 1853-1856 гг.).

Накопление капиталов – медленно и, чаще всего, незаконно.

Новые буржуазные династии – Сапожниковы, Морозовы, Бибиковы, Кондрашовы.

Многие родоначальники – из крепостных. Менталитет.

Деньги из торговли – в промышленность.

Торговля.

Медленное формирование всероссийского рынка.

крепостное право

нищенское существование

низкая покупательная способность населения

Основные покупатели: дворянство, купечество, часть горожан.

Увеличение ассортимента; расширение торговых операций.

Появление на рынке ПРОМЫШЛЕННЫХ товаров.

Торговые центры – ЯРМАРКИ. Нижегородская, Ирбитская, Ростовская

Развитие магазинной торговли.

Крупные магазины: Тверская, Петровка, Кузнецкий мост.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ.

Экспорт > Импорт = активный баланс.

Экспорт: хлеб, лес, сало, пенька, щетина, воск, мед, меха, икра, золото, полудрагметаллы

Импорт: предметы роскоши, модная одежда, мебель, машины д/мануфактур (мало), химические продукты, колониальные товары.

Слабые попытки буржуазии освоить внешнюю торговлю.

Восточноазиатские рынки – только к концу века, после завоевания.

Транспорт.

Москва – центр, куда идут все дороги.

Ж/д сеть – по этому же принципу.

Связь с Западной Европой – Балтика, Черноморье.

Небольшой торговый флот. Использование иностранных судов.

Внутренняя СПС – архаична.

1810 г. – Мариинская система каналов. Петербург – волжский торговый путь.

Тихвинская система: центр России – Балтика.

Первые пароходы. К середине века – более 10.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ.

С конца 30-х г. XIX в.

1837 г. – Петербург – Царское село.

1839 г. – Варшавско-Венская.

1843-1851 г. – Петербургско-Московская железная дорога.

Александр I. Начало правления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Крещение Руси и его значение
Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили жертвы. Владимир отправил за границу послов. Когда они вернулись, то с особенным восторгом рассказывали о православном богослужении в константинопольском кафедральном храме ...

Сооружение амурской железной дороги
В Государственной Думе третьего созыва Петр Аркадьевич защищал 31 –го марта 1908 г. дело сооружения Амурской железной дороги, проводившейся уже в то время на основании ст. 87 Основных Законов. Возражения части Государственной Думы сводились к тому, что для ослабевшего государства ассигнование на это дело 238 миллионов рублей является не ...

Меры длины.
В период Русского централизованного государства продолжали употребляться пяди и локти. Так же, как и раньше, пяди и локти могли быть различными по размерам, но их территориальная приуроченность исчезает. Наряду с древними мерами длины с конца XV в. начинает употребляться новая единица длины — аршин. Аршин — мера восточного происхождени ...