Материалы » Отечественная история » Ремесло и мануфактура.

Ремесло и мануфактура.

В XVII в. происходят заметные изменения в городском ремесле. Оно повсеместно превращается в мелкое товарное производство. Все больше ремесленников работали не на заказ, а на рынок. Углубляется разделение труда среди ремесленников. Складываются крупные центры ремесленного производства со своей спецификой. Так в Ярославле и Казани развивается производство кожи. Устюжна Железопольская, Тихвин, Устюг Великий стали центрами производства железа. Оно добывалось тогда из болотных руд. Самый древний район добычи железа и его обработки находился к югу от Москвы, около Тулы и Серпухова. На производстве холста специализировались ремесленники Пскова, Ржева, Нижнего Новгорода, Смоленска. Центрами мелкого товарного производства становились в XVII в. и некоторые села, крестьяне которых в ряде случаев полностью переставали заниматься земледелием. Характер торгово-промышленных городов приобрели села Поволжья: Лысково /производство полотна/, Мурашкино и Павлово, где работали металлисты.

Развитие мелкотоварного производства, углубление ремесленной специализации отдельных районов страны подготавливали условия для появления первых мануфактур в России. Они как раз и появились в первую очередь в районах товарной специализации. В отличие от ремесленного производства, мануфактурное представляет собой кооперацию, основанную на разделении труда. Промышленные изделия изготовляются не одним человеком, а несколькими, каждый из которых выполняет какую-то определенную операцию. В развитии промышленности мануфактура занимала промежуточное место между товарным ремеслом и капиталистической фабрикой.

Русские мануфактуры появились не как результат частного предпринимательства, а государственной инициативы, которая была продиктована нуждой в оружии и боеприпасах для войска в условиях постоянных войн. Поэтому самые крупные мануфактуры были казенные и занимались они производством металла и оружия: Пушечный двор в Москве и Оружейная палата, мануфактуры Тулы. Казенными были и текстильные мануфактуры Москвы и Твери, а также Монетный двор, Печатный и Хомовный /полотняной/дворы в Москве. Всего в XVII в., насчитывалось порядка 30 мануфактур. Некоторые из них казна, не имея достаточных средств, передавала в аренду иностранным предпринимателям, прежде всего голландским. Так, в конце 30-х годов голландские купцы братья Виниусы и Вилькинсон организовали для казны под Тулой оружейную мануфактуру, а затем получили разрешение основать железоделательные мануфактуры на реках Ваге, Костроме и Шексне.

К мануфактурному производству можно отнести и предприятия крупных феодалов-предпринимателей: железоделательные, кожевенные, поташные, полотняные, винокуренные завады во владениях Морозова, Милославского, царя Алексея Михайловича, Строгановых и других.

Отличительной особенностью русских мануфактур по сравлению с западноевропейскими было то, что в них применялся не вольнонаемный труд, а крепостной труд приписанных к ним насильно крестьян, потому что в России еще не было рынка свободного труда. Крепостной труд почти ничего не стоил, поэтому мануфактуристы, даже частные, не были заинтересованы в совершенствовании производства, а подневольный труд был малоэффективен. В результате у основной массы русских мануфактур так и не сложились патенциальные возможности для превращения их в капиталистические предприятия.


Народные ополчения.
В этой критической обстановке на освобождение страны стал подниматься народ. Одним из идейных вдохновителей освободительной борьбы народа был патриарх Гермоген. Он запрещал москвичам присягать на верность польскому королю, рассылал письма по городам с призывом к восстанию против интервентов. В конце 1610 г. началось народное движение п ...

Промышленное и дорожное строительство
Следует подчеркнуть, что в 20-е годы и в начале 30-х годов Реза-шах поддерживал активное экономическое и торговое сотрудничество с Советским Союзом. Такая политика давала возможность Ирану развивать свою национальную экономику, строить промышленные предприятия, железные и другие дороги без привлечения иностранного капитала и получения о ...

Биремы и либурны.
Биремы представляли собой двухъярусные гребные суда, а либурны могли строиться как в двух -, так и в одноярусном варианте. Обычное число гребцов на биреме – 50-80, количество морских пехотинцев – 30-50. Для того, чтобы повысить вместимость этих кораблей, даже небольшие биремы и либурны нередко комплектовались закрытой палубой, чего обыч ...