Крещение Руси.

Этому шагу предшествовала языческая реформа Владимира. Он попытался заменить племенные верования единой общегосударственной религией, сплотив языческие культы в пантеон богов во главе с Перуном. По приказу князя у дворца в Киеве и в некоторых городах были поставлены идолы Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Однако язычество уже не устраивало княжескую власть, и Владимир повернул к принципиально новой религии - единобожию.

Соседние государства уже исповедовали монотеистические религии: Византия - христианство, Хазария - иудаизм, Волжская Булгария - ислам, но самые тесные связи были с Византией. К тому же христианство стало проникать на Русь задолго до Владимира.

По-видимому, христианство принял в своё время князь Аскольд вместе с частью дружины, а при Игоре в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла быстрее, но кардинальный поворот к новой религии связан с именем Владимира.

Обстоятельства крещения Владимира известны нам по русским и византийским источникам. Византийский император Василий II попросил у Владимира помощи против мятежного полководца Варды Фоки. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь, обещал, креститься. Однако империя не торопилась выполнять договор, и Владимиру пришлось овладеть Корсунем /Херсонесом/. Там, и принял князь православную веру. Вернувшись домой, он приказал уничтожить языческих идолов, и крестить киевлян в Днепре. Затем пришла очередь новгородцев и жителей других городов. Традиционно принятие христианства Русью датируется 988 г., хотя называют и другие даты.

Новая религия приживалась непросто и поначалу встретила сопротивление населения, особенно на окраинах. Ещё долго она переплеталась с привычными народу языческими верованиями. Они сплетались с новым вероучением в пёструю смесь веры и суеверия, которую нередко называют "языческим христианством, "двоеверием".

Крещение способствовало ликвидации племенной разобщённости, укрепляло княжескую власть и международный авторитет Руси.

Более тесными стали культурные связи с Византией. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Христианская церковь стала оказывать всестороннее влияние на русскую жизнь способствовала распространению грамотности, книжного дела, летописания.

Запрет жертвоприношений и ритуальных убийств, многожёнства, проповедь крепкой семьи способствовали смягчению нравов. В то же время подавлялась культура, основанная на языческих традициях. А борьба церкви против "латинства", особенно после окончательного раскола византийской и римской церквей в 1054 г. способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов, протекавших на Западе.


Проблема южных границ.
Крымская опасность, грозно напомнившая о себе во время Смоленской войны, была одной из давних и сложнейших проблем русской внешней политики. Борьба с татарами на юге многие десятилетия отвлекала значительные государственные средства, требовала большого напряжения народных сил, оказывала заметное влияние на русскую историю. Еще в XVI в. ...

Россия в конце ХVI – начале ХVII веков. Смутное время
Вопросы: 1. Смута, ее причины, этапы 2. Оценки, последствия Смутного времени Под Смутным временем подразумевается период в истории России с конца XVI – начала XVII вв.: с 1598 по 1613 гг. Существуют разные определения Смуты, но в целом это период кризиса, охвативший хозяйство, социально-политическую сферу, общественную мораль; это п ...

Князь Игорь Рюрикович (912-945)
Игорь Рюрикович (Старый) - великий князь киевский. В договоре 911 появляется статья о возможности приёма руссов на военную службу в Византию. В 920 вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 941 вместе с хазарами совершил неудачный поход на Константинополь, завершившийся поражением и гибелью русского флота. Совместный по ...