Материалы » Фашизм в Германии как разновидность тоталитарного режима » Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики
Страница 2

Особое внимание уделялось производству «эрзацэв» - синтетических материалов и заменителей: синтетического бензина, синтетического каучука и т.п. Была поставлена цель производить в Германии все, необходимое для ведения войны, но в этой стране не было каучуковых плантаций и нефтяных месторождений, цветных металлов, алюминия, поэтому натуральные ресурсы приходилось заменять синтетическими. Также расширялся экспорт для получения валюты, направляемой на закупку необходимого сырья, и сокращался импорт всех других видов продукции. Реализация этого направления нашла отражение в плане Я.Шахта (по имени директора Рейхсбанка). В нем указывались меры, с помощью которых предлагалось осуществлять регламентацию внешнеторговой деятельности (предоставление определенных льгот промышленникам-экспортерам, централизованное определение объемов импорта, переход к клиринговой системе взаимных расчетов и др.). www.psychologyrise.ru

В 1940 году был принят четырехлетний план, задача которого была более узкой – развить военное производство и военно-промышленный потенциал. Планирование фашистской Германии не было индикативным – преобладали административные методы управления. Впрочем, в экстремальных условиях, условия подготовки к войне и войны, такие методы оказались достаточно эффективными.

Во-первых, военное производство развивалось за счет невоенных отраслей. Предприятия, не попавшие в категорию важных для ведения войны (бумажные, шерстяные, хлопчатобумажные… ), подлежали ликвидации. В результате военная продукция составила 80% всей промышленной продукции страны, а недостающая продукция доставлялась из оккупированных стран.

Во-вторых, из оккупированных стран доставлялись и ресурсы для военного производства. Из них поступала половина потребляемого металла, четверть каменного угля и подавляющая часть нефтепродуктов. Германия использовала и трудовые ресурсы оккупированных стран: к концу войны на ее территории работало около 10 млн. иностранных рабочих, труд которых, конечно, оплачивался очень низко.

В-третьих, развитию промышленности способствовали специфические фашистские источники ее финансирования:

- захват собственности демократических организаций (только в рабочем банке было захвачено 5 млрд. марок);

- конфискация собственности неарийцев;

- ограбление оккупированных стран

В составе германской армии были специальные экономические части, которые занимались сбором и отправкой в Германию разнообразных ценностей – от запасов зерна до художественных коллекций.

Наконец, в-четвертых, развитию промышленности способствовало резкое сокращение расходов на заработную плату. Гитлер выполнил обещание дать работу безработным, но зарплата была ниже обычной – лишь немногим выше пособия по безработице. Это позволяло промышленникам в последствии «выравнивать» зарплату, понижая зарплату остальным рабочим. Стал проводится учет рабочей силы. Рабочим было запрещено менять свои рабочие места. Был удлинен рабочий день, он доходил до 12-14 часов. Была введена трудовая повинность для молодежи, т.е. принудительный бесплатный труд, в котором должны были участвовать все молодые немцы. Был введен принудительный бесплатный труд для заключенных концлагерей. Были распущены профсоюзы, стачки и забастовки запрещались[31].

В 1935 году был принят закон об обороне империи и введена всеобщая воинская повинность.

Благодаря полному подчинению всех сфер народного хозяйства страны фашистскому режиму удалось несколько оживить экономику, но это касалось, прежде всего, отраслей военного производства и тяжелой промышленности. За счет их развития также была сокращена безработица. Но при этом углубились народнохозяйственные диспропорции, сократился объем внутреннего рынка, постоянно растущие военные расходы расшатывали финансовую систему. Продолжение политики милитаризации экономики загоняло страну в хозяйственный тупик. Эта специфическая военная экономика стала разрушаться лишь по мере того, как начали выходить из под контроля оккупированные страны и территории. Поэтому только развязывание войны могло на какое-то время отодвинуть от Германии хозяйственную катастрофу. Развязывание этой войны Германией принесла еще большие расходы для стран-участниц, чем в первую мировую войну (в 4.5 раза). Для послевоенной западной экономики были характерны:

· деформированная структура производства

· разрыв сложившихся связей в промышленности, финансах, торговле

· устаревшее, требующее обновления оборудование на предприятиях

· растущая инфляция и неустойчивость валют

· сокращение размеров посевных площадей и снижение урожайности

Страницы: 1 2 


Местное управление в Древней Руси IX–XII вв.
Система управления обширной территорией Киевской Руси, включавшей наряду с ареалом расселения восточных славян финно-угорские и балтские племена, складывалась по мере развития самого государства. При этом характерно было сохранение традиций предшествующего периода. В целом местное управление эволюционировало в сторону укрепления верховн ...

Изменения в сфере сельского хозяйства.
Со второй половины 1953г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, ...

Государственное управление в Российской империи в начале XX века
К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили ...