Законы АвгустаСтраница 2
Естественно, Октавиана мало интересовала судьба какого-то раба. Но он прекрасно понимал, что каждым своим шагом, каждым своим поступком должен поддерживать в народе славу доброго и справедливого господина. Август оказался в неловкой ситуации – по идее, он должен был защитить несчастного раба, но, в то же время, не имел права вмешиваться в отношении господина и раба, в соответствии с культом, который им же и насаждался. www.keepbanks.ru
Но Октавиан Август и тут проявил мудрость. Он потребовал, чтобы ему подали все остальные бокалы и разбил их одни за другим, избавив этим раба от казни.
Август тщательно пересмотрел и старые законы о семье и ввел новые: например, о роскоши, о прелюбодеянии, разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий. Этот закон он хотел сделать строже других, но бурное сопротивление вынудило его отменить или смягчить наказания, дозволить трехлетнее вдовство и увеличить награды. Но и после этого лишь однажды на всенародных играх всадники стали настойчиво требовать от него отмены закона: тогда он, подозвав сыновей Германика, на виду у всех посадил их к себе и к отцу на колени, знаками и взглядами убеждая народ не роптать и брать пример с молодого отца. А узнав, что некоторые обходят закон, обручаясь с несовершеннолетними или часто меняя жен, он сократил срок помолвки и ограничил разводы.
Таким образом, Август, трижды возвращаясь к законам о семье во время принципата, принял специальные полномочия «куратора нравов». Чтобы разъяснить выше приведенный пример, необходимо уточнить, что законы эти предписывали всем гражданам страны вступать в брак и иметь детей. Люди, которые не соблюдали их, ограничивались в праве наследования и занятия различных должностей, и напротив, люди, у которых было трое и более детей, получали ряд привилегий и государственных пособий.
В то же время, в соответствии с этими законами, предписывалось строго блюсти нравы. Отцу давалось право убить любовника дочери и дочь, которых он поймал на месте преступления. Муж был обязан подать в суд на свою неверную жену, ее «сообщника», которые в свою очередь лишались части имущества и высылались на пустынные острова Средиземного моря.
Если же муж в суд не подавал, то любой гражданин имел право обвинить его в сводничестве. Все это, по мнению Августа, должно было воссоздать древнюю семью. Возродить pietas и упрочнить власть отца и господина.
Законы эти встречали ожесточенные сопротивления среди высших слоев населения Рима, но это и не удивительно, так как они содержали внутренние противоречия. Они были направлены на укрепление власти мужа и отца, но дозволяли государству вмешиваться в замкнутый некогда мир фамилии и уже не муж, а суд карал неверную жену. Это противоречие постепенно все более и более разрастались и в самом конце существования римской империи привело почти к полной замене власти главы фамилии государственной властью[42].
Арабы до Мухаммеда. Средневековая культура арабов
Арабами была создана великая мировая держава, превосходившая своими размерами даже античную Римскую империю. Арабам не удалось, однако, поддержать единство своего халифата, и он мало-помалу распался на отдельные части.
У арабов происходило с большим блеском чисто культурное развитие, но и оно было недолговечно. В общем арабы сыграли то ...
Меры сыпучих тел.
Для XVI—XVII вв. имеется достаточное количество источников, на основании которых можно составить четкое представление о мерах сыпучих тел. В частности, «Торговая книга» говорит об этом виде мер следующим образом: «Коли меряют хлеб, ино мерятв оковами и четвертями. В окове 4 четверти; в четверти 2 осьмины или 8 мер; в полчетверти 4 меры ...
Восточные славяне и их соседи в VI - IХ вв. Расселение и быт восточных славян.
О расселении восточных славян рассказывает "Повесть временных лет", данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев реки Прут, Днестр, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложи ...