Внешняя политика: разрядка и возврат к напряжённостиСтраница 2
Одновременно был подготовлен и важный поворот в советско-американских отношениях, началу которому положил визит Никсона в Москву в мае 1972 г. За 1972-1975 гг. между двумя странами было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах. В соглашении о предотвращении ядерной войны впервые было сформулировано положение, что в ядерной войне не может быть победителей. В 1971-1976 гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. Однако Советскому Союзу не удалось получить статуса наиболее благоприятствуемой страны, так как для этого требовалось снять ограничения на эмиграцию советских евреев. Были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.) и ОСВ-2 (1979 г.). Наиболее масштабный ОСВ-2 также соблюдался, будучи не ратифицированным американским сенатом из-за вторжения СССР в Афганистан. Эти соглашения устанавливали «потолки» количества ракет и боевых самолетов, но не прекращали гонку вооружений. Она могла идти в иных направлениях, не оговоренных соглашениями. www.psychonia.ru
Разрядка напряженности была закреплена важным международным соглашением. В июле-августе 1975 г. руководители 33 европейских стран, США и Канады (35 стран) подписали в Хельсинки Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Им закреплялись нерушимость границ на континенте и недопустимость применения силы в отношениях между государствами. Это было признанием, что восточноевропейские страны составляют сферу влияния СССР. Взамен СССР вынужден был согласиться на включение в Заключительный акт статей о правах человека, свободе информации и передвижений. Советское правительство и после этого продолжало нарушать права и свободы людей, и диссидентское движение обвиняло его в несоблюдении именно этих положений Хельсинкского акта.
Но с конца 70-х годов разрядка сменилась новым туром гонки вооружений, хотя накопленных ядерных вооружений было и так достаточно, чтобы уничтожить все живое на Земле. Обе стороны не воспользовались достигнутой разрядкой, пошли по пути нагнетания страха. При этом капиталистические страны придерживались концепции «ядерного сдерживания» СССР. В свою очередь советское руководство допустило ряд крупных внешнеполитических просчетов. По ряду вооружений, по численности армии, танковой армады и т.д. СССР превзошел США и дальнейшее их наращивание стало бессмысленным. СССР начал строить и флот авианосцев.
Крупным фактором, подорвавшим доверие к СССР, стала советская интервенция в Афганистан в декабре 1979 г. Двухсоттысячный экспедиционный корпус вел войну, крайне непопулярную в стране и мире. Война поглощала людские и материальные ресурсы, в ней погибло 15 тыс. советских воинов, 35 тыс. искалечено, было истреблено около одного-двух миллионов афганцев, три-четыре миллиона стали беженцами. Следующим просчетом советской внешней политики явилось размещение ракет среднего радиуса действия в Европе в середине 70-х годов. Оно резко дестабилизировало обстановку, нарушило стратегическое равновесие.
Следует учесть также, что во второй половине 70-х - начале 80-х годов СССР, следуя классовому принципу, оказывал всемерную помощь (военную, материальную и др.) странам третьего мира, поддерживал там борьбу против империализма. Советский Союз принимал участие в вооруженных конфликтах в Эфиопии, Сомали, Йемене, вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, вооружал «прогрессивные» с точки зрения советского руководства режимы в Ираке, Ливии и других странах.
Жертвами «холодной войны» становились простые люди в региональных войнах и в мирных условиях. 1 сентября 1983 г. южнокорейский пассажирский лайнер «Боинг-747», отклонившись от 'курса, залетел в воздушное пространство СССР. Советский самолет-перехватчик сбил его над Сахалином. Во всем мире поднялась волна возмущений, инспирированная администрацией нового президента США Рейгана. Советское руководство несколько дней отрицало сам факт уничтожения «Боинга», затем вынуждено было его признать. Умело сыграв на всем этом, Рейган объявил СССР «империей зла».
Россия в первой четверти XVIII века. Реформы Петра I
Вопросы:
1. Предпосылки реформ
2. Реформы Петра
3. Итоги, оценки, цена и последствия петровских реформ
Восстановительный процесс после Смуты завершился к середине XVII века. Территория России расширяется за счет включения новых земель. Территория страны делилась на уезды (250), волости и станы, центром которых было село.
К концу XV ...
Государственный
строй и форма государственного устройства Киевской
Руси IX-XII вв.
Государственный строй Киевской Руси принято определять как раннефеодальную монархию. Однако применительно к Руси IX-XII вв. нельзя говорить о полной централизации и абсолютизме власти представителей правящей династии.
По мнению историка начала XX в. Ключевского В.О., «единовластие» русских князей до середины XI в. вообще «было политиче ...
Послевоенная внешняя политика СССР: «холодная война»
Поражение Германии и ее сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав. Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительност ...

