Материалы » История России XX век » Формирование духовной оппозиции - диссидентского движения

Формирование духовной оппозиции - диссидентского движения
Страница 1

Застойные явления, охватившие общество, сопровождались кризисом доверия к власти, крушением официальных идеалов, нравственной деформацией. 50-60-е годы дали импульс духовному очищению, разрушая культовый стереотип массового мышления. В период хрущевской «оттепели» общественное сознание переживало серьезную перестройку, произошло крушение авторитетов. Однако консолидации на базе демократизации и реформирования не произошло, поскольку последние прекратились, и власти начали проводить линию на свертывание либерализации, реабилитацию Сталина, гонения на «инакомыслящих». В этих условиях «шестидесятники» не смогли по своему образу мысли и характеру поступков органически вписаться в существующую систему и вошли в противоречие с приверженцами административно-командной системы. Так углубился духовный раскол общества, возникла духовная оппозиция к власти - диссидентство («несогласные»). Оно развивалось в условиях, когда были практически перекрыты все возможности легально отстаивать свою точку зрения, идущую вразрез с официальной идеологией. Власти воспринимали диссидентство как опасное течение, «порочащее советский государственный строй», а уличённых в нем лиц привлекали к ответственности по статье 70 УК (агитация и пропаганда с целью подрыва советской власти.). www.easilyeducation.ru

Оказывая духовное, нравственное сопротивление официальной власти, её идеологии, диссиденты придерживались независимой мысли, самостоятельно осмысливая действительность. А. Солженицын писал: «Наш путь - ни в чем не поддерживать лжи сознательно!» Выражать несогласие, оказывать сопротивление идеологической машине, выступать за соблюдение прав человека было равносильно призыву к свержению режима, так как коммунистический режим неспособен был допускать все это. КГБ под председательством Андропова ответил систематическими репрессиями: одних уволили с работы, других отправили в тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы, третьих вынудили эмигрировать под угрозой ареста.

У движения были различные течения и направления, активные и менее активные формы. Наибольшую активность проявляли незначительная часть творческой интеллигенции, некоторые верующие и представители национальных меньшинств. Так, в сентябре 1965 г. были арестованы писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию за границей своих произведений. В феврале 1966 г. они были приговорены к нескольким годам лагерей. Это был первый открытый политический процесс в послевоенный период, задуманный как пример и предупреждение. Последовала реакция в кругах интеллигенции: 63 члена Союза писателей и 200 других представителей интеллигенции обратились с письмом к XXIII съезду, требуя освободить писателей и отдать их на поруки. Так дело Синявского-Даниэля положило начало открытому диссидентскому движению.

За этим процессом последовали другие аресты и осуждения. Были арестованы: А. Гинзбург, который составил «Белую книгу» из протестов против февральского процесса 1966 г.; П.Литвинов и Ю. Галансков, основатель «самиздатовского» журнала «Феникс»;

А. Марченко, автор первой книги о лагерях хрущевского периода. С апреля 1968 г. движению удалось начать издание «Хроники текущих событий», которая подпольно выходила каждые два-три месяца. Мужественным был поступок восьми молодых людей во главе с П. Литвиновым, внуком покойного наркома, протестовавших 25 августа 1968 г. на Красной площади против ввода войск СССР и других соцстран в Чехословакию. Они тут же были арестованы и суждены.

Страницы: 1 2 3


Общественная мысль в России 30-50-х гг. XIX века
Консервативная мысл - теория С.С. Уварова "официальной народности", целью которой являлось: "Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение, от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах разумное уваже ...

Консервативная пресса и теоретики консервативной мысли о контрреформах в России в 80-90-х гг. XIX в.
Критика земских учреждений и земской деятельности консерваторами не только усиливалась с первых дней царствования Александра III, но и стала сопровождаться призывом исправить «роковую ошибку» - покончить с «либеральным обманом» в виде «земского парламента». В войне охранителей с земством тон задавали «Московские ведомости» и «Русский ве ...

Глава I
Кризис греческого полиса, с большой силой, проявившийся уже в событиях первой половины IV в. до н. э., наложил решающий отпечаток на всё дальнейшее развитие социально-политической жизни Эллады. Прогрес­сирующее разорение свободных производителей и обогащение узкого слоя крупных рабовладельцев, рост частной собственности, бурное развитие ...